На сегодня преобладает умеренный, достаточно консервативный взгляд на развитие Украины в 2016 году. В частности, продолжение сотрудничества с международными финансовыми организациями (МВФ и другими. – Ред.) даст возможность сохранить денежный поток в страну и обеспечит позитивное отношение частных инвесторов к украинскому рынку. А начатые в 2015 году реформы, вместе с либерализацией торгово-экономических отношений с Европой, на фоне адаптации экономики после финансово-экономического шока от потери Крыма и эскалации военных столкновений на востоке страны, позволят экономике набирать обороты. Подстегивать экономику поможет сохранение сильных позиций сельского хозяйства, следовательно, усиление экспортного потенциала отрасли, с одновременным открытием новых рынков, например, в Китае, на Ближнем Востоке, в Иране, в Индии, в Турции.
Да и финансовая и иная помощь от западных партнеров Украины может оказаться гораздо больше в 2016-м, чем предполагалась в начале 2014 года, учитывая резкое изменение геостратегической расстановки сил в мире.
Вместе с тем, напряженность в торгово-экономических отношениях с Россией, прогнозируемый слабый рост глобальной экономики основных торговых партнеров Украины в Европе, в Азии, и в северной Африке будут выступать сдерживающими факторами. А проблемы адаптации к новым конкурентным условиям зоны свободной торговли с ЕС на фоне нестабильности банковской и финансовой системы не позволят украинской экономике развернуться в полную силу.
Украина вступает в 2016 год практически в условиях компромисса между инициаторами радикальных реформ и более консервативными силами. Об этом говорят маневры как вокруг существования коалиции, так и вокруг поста премьер-министра. При этом 2016 год может оказаться годом донастройки нового налогового закона, что будет сдерживать темп изменений в экономике.Кроме того, заложенные в 2015 году антикоррупционные инструменты должны либо начать работать в полную силу, либо, если этого не произойдет – спровоцировать сильные общественные волнения.
Европейское направление останется достаточно сложным для украинских компаний, поскольку бизнес так и не смог в полной мере воспользоваться преференциальными условиями, предоставленными ЕС. В первую очередь, из-за неспособности адаптироваться к европейским стандартам. В целом, впереди всех по степени интеграции в Европу останется, скорее всего, сельское хозяйство. Хотя, учитывая прорывы, которые Украина в этом году сделала в сфере энергетики и банковского бизнеса, эти отрасли также могут быстро почувствовать вкус к интеграции. Несмотря же на то, что в розничной торговле остается огромный навес неудовлетворенной потребности, медленное восстановление и укрепление покупательной способности населения будет сдерживать интеграционные процессы в этих отраслях.
Негативно могут повлиять на рост ВВП запланированные изменения в налогообложении сельского хозяйства на фоне низких цен на международных рынках и девальвации национальной валюты, а также падения конкурентоспособности украинской металлургии. Но, cудя по всему, позиции двух альтернативных законопроектов налоговой реформы достаточно далеки друг от друга, поэтому требование свести их воедино приведет к необходимости перенести принятие реформы на 2016 год. К тому же, предоставленный правительством проект реформы все еще слишком сырой, а проект от парламентского комитета толком не проходил необходимую общественную огласку (скорее, наоборот – правительственный толком не обсуждался, хотя он тоже сырой. – Ред.).
В то же время, не исключается резкое ускорение процесса налоговой реформы после достижения определенного компромисса по новой программе правительства, следовательно, и по составу Кабинета Министров. А пересмотр налогового законодательства будет четко ложиться в основу новой программы правительства или программы нового правительства.