“Нулевое декларирование”, то есть своего рода “амнистия” тем, кто раньше уклонялся от налогов, на самом деле скрывает за собой “зеленый свет” для использования косвенных методов определения доходов налогоплательщиков – физических лиц. И, на самом деле, амнистия имеет смысл только как прелюдия к некоему “наведению порядка” в этой сфере. Но именно такой способ принуждения к уплате налогов в наших условиях фискально неэффективен и крайне опасен. Он продвигается фискалами в своих собственных интересах уже полтора десятка лет, к счастью, пока безуспешно. Сторонники “косвенных методов” ссылаются на опыт развитых стран. Но Украина существенно отличается от них, и у нас такой метод не сработает.
Чисто экономически, такой метод администрирования очень дорого стоит, поскольку нужно контролировать миллионы людей. Это оправдано в развитых странах, где средний класс, составляет большинство населения, которое генерирует 90% доходов. В такой ситуации логично облагать именно эти доходы, и вот тогда есть смысл сделать для среднего класса хитрую, более дорогостоящую систему контроля, чтобы удержать базу налогообложения.
В отличие от развитых стран, у нас другая структура доходов. В нашей стране средний класс в лучшем случае составляет 10% всего населения, соответственно, его доходы в лучшем случае составляют порядка 10 млрд. долларов в год. Вместе с этим, крупные украинские предприятия и, понятно, их собственники, выводят в среднем за год такую же сумму в оффшоры. И, по крайней мере до недавних пор, такого же порядка суммы утекали через индустрию “налоговых ям”, которые “крышуются” фискальной службой. Поэтому с фискальной точки зрения для начала нужно разобраться не с доходами среднего класса, а с прибылями предприятий олигархов, скрываемых в оффшорах и закрыть “ямы”. Это экономически выгоднее.
Но еще важнее социально-политический аспект. В цивилизованных странах граждане считают государство своим, и на самом деле довольно эффективно контролируют его – в результате, появляется доверие к тому, что налоги действительно идут на общее дело. Поэтому граждане смотрят на уплату налогов как на взнос в это общее дело, и почти все добросовестно относятся к этой обязанности. Соответственно, уклоняющихся презирают как “шаровиков”, и сами помогают налоговым органам выводить их на чистую воду через косвенные методы, которые без такой поддержки общества попросту не будут работать. Украинцы же считают государство врагом и с большей долей вероятности не станут помогать налоговикам выявлять “уклонистов”. А если кто и будет этим заниматься, то преимущественно люмпены, из зависти к тем, кто работает, хоть и находится в “тени”, из ненависти к предпринимателям, и прочих пережитков не столь уже давнего прошлого. Осталось возродить “комбеды” и заняться раскулачиванием.
Более того, “косвенные методы” - это мощный способ избирательного контроля власти над подданными. Таких методов боятся даже там, где граждане давно и прочно победили, и много поколений назад подчинили себе государство. А у нас борьба за такой контроль в самом разгаре. Следовательно, в наших условиях давать государству дополнительные способы отслеживания финансового состояния граждан недопустимо. Тем более что дополнительные репрессивные функции получит орган, который только называется “фискальная служба”, а на самом деле за этой ширмой скрывается насквозь коррумпированный карательный и потенциально политизированный орган. Налоговики только и ждут права вламываться в дома простых граждан и выкручивать им руки, как они это сейчас делают с предприятиями. И можно легко предугадать, что “ловить” ГФС будет совсем не тех, кого надо. Зато фискалы возьмут на “карандаш” настоящий средний класс, которому придется откупаться от преследования, провоцируя, таким образом, раздувание коррупции в еще больших масштабах.
Таким образом, начинать говорить о нулевом декларировании и внедрении косвенных методов в Украине можно только после серьезной перестройки и либерализации налоговой системы, включая, как минимум, перезагрузку ДФС и существенное снижение прямых налогов. Куда лучшей альтернативой было бы просто справедливое обложение земли и недвижимого имущества с зачетом соответствующего налога при уплате подоходного налога и льготами для пенсионеров, и т.д.: те, кто живет не по средствам, были бы вынуждены платить в любом случае, без избирательности и доносов. Такое предложение разрабатывается и продвигается группой “Налоговая реформа” РПР, Коалицией за либеральную налоговую реформу и платформой “Налоги для экономической свободы”.
Однако фискалы и, к сожалению, не только они упорно пытаются протащить “косвенные методы”. Настоящий мотив, который за этим стоит, – это интерес Государственной фискальной службы (преимущественно – коррупционно-бюрократический) и тех крупных игроков бизнеса, которые пользуются масштабными схемами уклонения от налогов. Ведь что характерно: как только возникает угроза ликвидации таких схем, от них сразу пытаются отвлечь внимание общества. В прошлом году прикрылись упрощенной системой налогообложения, сейчас – косвенными методами контроля доходов и расходов граждан. Нам попросту подкидывают идею, которая экономически непродуктивна, затрагивает большое количество людей, вызывает общественный резонанс. Кроме того, тем, кто на самом деле занимается налоговой реформой, приходится переходить к активной обороне, чтобы не допустить внедрения подобных “инициатив”.
Проще говоря, те, у кого рыльце в пушку, пользуясь наивностью сограждан, коллег и иностранных советников, попытками копирования неподходящего нам опыта развитых стран поднимают “кипиш”, который отвлекает внимание общества от их делишек и помогает сорвать очередной этап налоговой реформы.
Владимир Дубровский