Что делать, если рассчитался онлайн за товар, но покупку так и не получил? Можно ли вернуть свои деньги? Олеся, Киев
В банках говорят, что такая возможность существует, хоть и далеко не по всем карточным транзакциям.
1. Если средства перечислены интернет-магазину, но магазин их не получил. Технически процесс оплаты проводится следующим образом: владелец вводит реквизиты на сайте, и если они правильные, банк – эмитент карты дает разрешение на запрос проведения платежа. “На этом этапе сумма недоступна клиенту, но еще не передана продавцу, то есть является заблокированной. Далее происходит взаиморасчет между банком, который выпустил карту, и банком, который обслуживает сайт“, – пояснили “Деньгам“ в ПриватБанке. Первое, что следует сделать, проверить через онлайн-банкинг или обратившись в банковское отделение, снята ли банком сумма, которую перечислили за услугу. Затем можно обращаться в техподдержку сайта, на котором проводилась оплата. В случае если магазин не видит средств, и услуга (логично) не будет предоставлена, следует обратиться на линию клиентской поддержки банка и предоставить один из документов, подтверждающих отмену покупки или непредоставление услуги/товара. Это – копия чека, подтверждающего отмену в торговой точке, любые другие документы, подтверждающие отмену оплаты услуги/товара, переписка с торговой точкой, где указано, что услуга/товар не будет предоставлен; скриншот страницы сайта, на котором осуществлена покупка, с информацией об отмене покупки. В банках говорят, что заявку рассмотрят (и вернут средства).
Читай также: Нет банкам: как избежать проверки на легальность собственных средств
2. Если сумма списана банком с карты клиента дважды. Бывает, что сайт интернет-сервиса (магазина) несколько раз присылает в банк запрос к списанию по одной и той же операции. В таком случае клиенту достаточно в течение 120 дней со дня операции обратиться в поддержку банка, и сотрудник в момент общения сформирует финансовую претензию для оспаривания некорректного списания.
3. Если средства перечислены картовладельцем на карту физлица. В ситуации с расчетом за товары, найденные через доски объявлений типа OLX, Kidstaff и другие, алгоритм действий иной. В случае неполучения товара это считается мошенничеством, а значит, понадобится обращение в нацполицию. “В таком случае необходимо уведомить банк об оплате на карту или счет (как свой банк, так и банк – получатель средств), и написать заявление в Национальную полицию, приложив копии документов, подтверждающих факт перечисления средств, – чеки терминала, квитанции из кассы, выписки“, – поясняет Игорь Лебеда, начальник отдела безопасности платежных технологий Альфа-Банка Украина. Увы, гарантий возврата в случае мошенничества нет. Поскольку это полностью зависит от того, займутся ли правоохранители поимкой мошенника, или спустят дело на тормозах.
Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 20 от 26 октября 2017 года. Номер можно купить онлайн.
Придбати журнал “Гроші“ № 20 від 26 жовтня 2017 року українською мовою.