Сразу после новогодних праздников компании-импортеры столкнулись с проблемами при растаможивании грузов. Государственная фискальная служба объяснила задержки на таможне из-за сбоев в своей информационной системе (ЕАИС). “Сообщаем, что 15 января 2019 года в 10:15 вышел из строя один из серверов ЕАИС ГФС. Это привело, в том числе, к тому, что оформление таможенных деклараций типа ЭЭ в автоматическом режиме на центральном уровне временно невозможно“, - сделала заявление ГФС.
Читай также: От редактора: Это мы уже видели
Но впоследствии выяснилось, что еще 11 января фискальная служба издала приказ, содержащий распоряжение усилить проверки грузов на границе. В частности, таможенникам поручено усилить контроль достоверности декларирования и классификации товаров, а также правильности определения таможенной стоимости товаров.
Попали под раздачу
Согласно нормам Таможенного кодекса, стоимость импортируемых в Украину товаров определяется по цене договора (контракта). То есть при очистке грузов на границе таможня ориентируется на ту стоимость, которую указал импортер.
Но в связи с новыми указаниями таможенники получили таблицы так называемых “индикативных цен“. Таможня сверяет с ними стоимость товара в контракте и, если в таблице цена выше, чем указанная импортером, требует оплатить пошлину и НДС исходя из индикативной (повышенной) цены. В противном случае груз в Украину не пропустят, аргументируя это тем, что операция попадает в группу риска и имеет признаки “серого“ импорта.
“Когда после праздников первая машина оказалась на границе - сразу же “выстрелили“ риски. Нас отправили в отдел таможенной стоимости. Там пояснили, что по индикативным ценам груз не сможет пройти растаможку. Это стало огромным сюрпризом, поскольку мы абсолютно “белая“ компания, есть прямые контракты с поставщиками и все документы, подтверждающие стоимость“, - рассказал “Деньгам“ Олег Лямец, начальник отдела снабжения и планирования ООО “Руукки Украина“.
Блокировка грузов на границе стала массовым явлением. В частности, Европейская бизнес ассоциация (ЕВА) сообщила, что с проблемами на таможне столкнулось подавляющее большинство членов ассоциации. “У отдельных компаний были задержаны до 70 грузовиков“, - говорится в заявлении ЕBA.
Так решили “сверху“
Многие из импортеров сдались под давлением таможни и согласились на пересмотр цены в сторону повышения. Ведь простой одного грузовика на границе обходится примерно в 100 долл. в сутки. А когда таких грузовиков 10, это уже 1000 долларов убытка. Кроме этого, есть угроза порчи товара, если импортер, например, везет продукты питания, а также риск остановки производства, не получающего сырье.
Некоторые компании попытались доказать свою правоту и подали таможенникам дополнительный пакет документов, подтверждающий цену контракта. Кроме таможенных деклараций и инвойсов, это прайс-листы, накладные на продажу товара.
Но все эти процедуры тянутся очень долго, и бизнес в любом случае теряет деньги. “Таможня вправе разбираться со стоимостью до 10 дней. Причем срок рассмотрения документов может продолжаться до бесконечности. Нашли лишнюю запятую - еще 30 дней“, - объясняет Олег Лямец.
И даже в том случае, если импортер сможет обосновать цену контракта, нет никаких гарантий, что таможня пропустит груз. “Меня на личную встречу вызвал таможенный инспектор и дал понять, что есть “команда сверху“ поднимать стоимость товаров. Поэтому доказывать что-либо бессмысленно“, - рассказал “Деньгам“ таможенный брокер Андрей Половецкий.
Также представители бизнеса возмущены тем, что таможенники не могут объяснить, почему те контракты, которые вполне устраивали таможню еще в декабре 2018 года, через месяц попали под признаки “рисков“.
Что дальше?
Когда ситуация на таможне достигла максимального напряжения, ГФС все-таки начала проводить встречи с бизнесом и сделала несколько публичных заявлений.
Руководство фискальной службы пояснило ситуацию тем, что принято решение усилить борьбу с контрабандой, и для этого проводится совершенствование автоматизированной системы анализа и управления рисками (АСАУР). “С 11 января по 29 января 2019 года АСАУР сработала по 1230 декларациям, из которых по профилю контроля таможенной стоимости - 298. Дополнительные поступления от корректировки таможенной стоимости составили 20,8 млн грн. А по результатам проведенных консультаций субъекты внешнеэкономической деятельности самостоятельно скорректировали таможенную стоимость почти на 1,4 млн грн“, - такие цифры во время встречи с представителями Американской торговой палаты в Украине 30 января озвучил Виктор Кривицкий, и. о. заместителя председателя ГФС.
Также он заявил, что количество случаев задержки грузов на границе, по сравнению с периодом 21-27 января, уже сократилась в 3-4 раза.
Юристы говорят, что такие действия таможенников противоречат нормам действующего законодательства. “Другие методы определения таможенной стоимости (за исключением стоимости контракта - прим. ред.), в том числе, и с использованием индикативных цен, могут применяться, только если невозможно определить цену товара на основании заключенного договора. Соответственно, требования об оплате таможенных платежей согласно индикативными ценами на аналогичные товары являются неправомерными“, - уверяет Никита Виниченко, адвокат международной юридической компании Kodex.
ДФС ссылается на то, что Таможенный кодекс предусматривает возможность требовать от импортера дополнительные документы и рассматривать их до 10 дней. “Но в соответствии с положениями Таможенного кодекса, указанный срок должен применяться исключительно в случае, если предоставленные для таможенного оформления документы содержат расхождения. Но задержка оформления на 10 дней проводится без ссылки на выявленные расхождения, даже запросы на предоставление дополнительных документов декларантам не направляются“, - говорит Анна Деревянко, президент EBA.
Успеть за 90 дней
На запрос “Денег“ пресс-служба ГФС сообщила, что фискальная служба ежедневно проводит консультации с бизнесом, чтобы ситуация на границе не касалась “белых“ импортеров.
Профильные ассоциации и отраслевые объединения со своей стороны тоже пытаются добиться “зеленого коридора“ для надежных поставщиков, не замешанных в контрабанде и других схемах.
“Мы намерены подать таможне список компаний, входящих в нашу ассоциацию, которые давно работают на рынке, платят налоги, не против проверок и постаудита. И будем настаивать на том, чтобы их товары на таможне не задерживали. При необходимости можно провести проверку после растаможки. Но главное - не создавать коллапса на границе“, - рассказывает Александр Соколовский, президент Всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности “Укрлегпром“.
Впрочем, даже если компания-импортер была вынуждена растаможить товар по индикативным ценам, у нее есть шансы отстоять свою правоту в суде. “Подобные споры довольно часто решаются судами в пользу импортеров“, - уверяет Никита Виниченко. Но получить решение суда нужно в течение 90 дней с момента таможенного оформления. Иначе налоги, которые уплатил импортер при растаможивании, пойдут в бюджет, и получить их обратно будет уже практически невозможно.
Павел Харламов
Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua.