Когда этот номер Денег выйдет из печати, в Вашингтоне начнется совет директоров МВФ. Так что налогоплательщикам нужно готовиться к очередной порции новостей. Министр финансов Александр Данилюк, правда, упорно отказывается обнародовать обновленный текст меморандума, чем возмущены и бизнес, и экспертное сообщество. Не понимают, с чем связана скрытность Минфина и в парламентском комитете по налоговой и таможенной политике.
Читай также: МВФ из-за блокады перенес заседание по Украине - Минфин
“Данилюк на заседании комитета 15 марта на вопросы насчет меморандума почти не отвечал. Но общество требует прозрачности и дискуссии, поэтому такой закрытый диалог вести с МВФ точно нельзя”, – заявила Деньгам глава профильного комитета Нина Южанина.
Впрочем, без утечки не обошлось. Партия Батькивщина еще 13 марта опубликовала одну из последних версий меморандума. Минфин от этого документа всячески открещивается. Но вот депутаты и участники процесса говорят, что это именно та редакция, которую согласовали президент Петр Порошенко, Александр Данилюк и председатель НБУ Валерия Гонтарева. И помимо точечных правок глобальных изменений в нем не будет.
ГФС, таможня, реестры
Украинские власти намерены и дальше реформировать налоговую систему, стремясь повысить ее справедливость. При этом планов по снижению ставок налогов и введению новых льгот нет. Не оставят в покое и единый налог. Уже с января 2018 года требования к упрощенной системе налогообложения будут существенно ужесточены. Задача минимизировать сферу применения упрощенки и оставить ее только для нужд совсем мелких предпринимателей. Также запланирована гармонизация учета налога на доходы физлиц и единого соцвзноса. Соответствующий законопроект появится в Верховной Раде до мая 2017 года.
Читай также: В меморандуме с МВФ нет сюрпризов - Данилюк
Немало внимания в Меморандуме уделено реформе Государственной фискальной службы. Во‑первых, будет создана система надзора за деятельностью ГФС с отслеживанием эффективности (KPI) работы налоговиков. Во‑вторых, до конца июня 2017 года завершится аудит IТ-систем и баз данных ГФС. В‑третьих, доступ к этим базам все-таки получит Министерство финансов. В‑четвертых, к апрелю должно произойти слияние налоговых и таможенных региональных подразделений ГФС.
Помимо этого, Кабмин до конца марта 2017 обязуется утвердить концепцию реформирования таможни. Вдобавок таможенники планируют присоединиться к Конвенции о единой процедуре осуществления транзита и Конвенции о едином административном документе (ЕАД), и начать внедрение новой компьютеризированной системы транзита (NCTS). Дополнительно будет разработана система управления рисками (она позволит значительно упростить растаможку грузов для добросовестных импортеров) и создана единая справочная база данных таможенной стоимости.
Проверки. Опять?
Намерены фискалы усилить контроль бизнеса, ссылаясь на то, что мораторий на проверки с 2017 года, по сути, утратил свою силу. В частности, ГФС будут проводить адресные проверки компаний, выявляя не оформленных официально работников. Помимо этого, до конца 2017 года будет принят закон, который наделит ГФС полномочиями по применению косвенных методов контроля уплаты налогов и прочих обязательных сборов. Напомним, что применение косвенных методов содержит колоссальные коррупционные риски – так как фактически доначисление налоговых обязательств может происходить на основе субъективных оценок.
Читай также: Парламент ратифицировал налоговое соглашение с Люксембургом
ГФС обяжут запустить столь долгожданную одноуровневую систему апелляционного обжалования решений и активно внедрять онлайн-сервисы. В итоге, к концу 2017 года две трети налоговой отчетности будет подаваться в электронном виде.
Еще один “маяк” – создание финансовой полиции. Украинская сторона обязуется до конца апреля принять закон, регулирующий деятельность этого органа. При этом делается акцент на том, что сферы ответственности новой финансовой полиции и ГФС будут четко разграничены, что обеспечит высокую эффективность борьбы с налоговыми уклонистами.
Осталось недолго
Несмотря на то что Минфин пытается держать ход переговоров с МВФ втайне, сам Данилюк признается, что кардинальных изменений в плане реформ не было и не будет. И помимо привычных уже обещаний сокращать бюджетный дефицит, повышать соцстандарты и балансировать тарифы на энергоносители, в меморандуме действительно закладывается масштабная перестройка ГФС и ликвидация злоупотреблений в упрощенной системе налогообложения. Вообще, Александр Данилюк заявил, что ключевые пункты документа согласованы, и пообещал, что следующий транш Украина получит с 20 по 26 марта (то есть после отправки номера Денег в печать). Его сумма составит 1 млрд. долл.
Читай также: Какие кадровые перестановки состоялись в банковской системе Украины
Мнения участников процесса
Нина Южанина, глава парламентского комитета по налоговой и таможенной политике:
Бизнес относится к планам по перекраиванию упрощенки двояко. Огромное количество иностранных инвесторов, которые работают в Украине, просят привести единый налог в порядок. Для них упрощенка создает настолько неконкурентные условия, что они уже не выдерживают. Вторая же половина предпринимателей заявляет, что мы просто не имеем права ликвидировать упрощенку, не создав возможность трудоустроиться и заниматься чем-то другим. И я со своей стороны их понимаю. Действительно, мы могли запрещать ЕН, если бы государство создало приемлемые условия для людей, которые сейчас вынужденно занимаются не совсем законными операциями. Но поскольку таких условий нет, то нужно делать шаги против злоупотреблений. Найти такие ограничения, которые помогут упорядочить упрощенку. Но не ликвидировать.
Александр Данилюк, министр финансов Украины:
Почему до сих пор не обнародован меморандум с МВФ? Согласно процедуре, этот документ после решения Совета директоров Фонда сначала публикует МВФ, а уже потом – мы. Но важно отметить, что в этом меморандуме нет никаких сюрпризов. Прописано все то, что было приоритетным в предыдущих меморандумах, в коалиционном соглашении и в плане правительства. Более того, подобные реформы содержались в меморандумах и в 2008, и в 2009 году. Но деньги тогда брали, и ничего не делали. Более затягивать нельзя. Правительство будет активно продвигать системные изменения. Украине необходима комплексная пенсионная реформа. Надо усиливать антикоррупционную политику, восстанавливать приватизацию и в сжатые сроки реализовывать реформу ГФС. Причем мы рассчитываем в этом на поддержку парламента. И это не требования МВФ, а наши приоритеты.
Читай также: Что значат нововведения НБУ для украинцев
Тарас Козак, координатор группы “Налоги” гражданской платформы Нова Країна:
МВФ не нравится наша упрощенная система, но Фонд готов ее терпеть. Поэтому единый налог остается, и правительство начинает бороться со злоупотреблениями.
Цель - чтобы большие юрлица не оформляли свои подразделения, как СПД. А малый бизнес так и останется на упрощенке. Не менее важна реформа ГФС и создание финансовой полиции.
И есть надежда, что эти планы будут воплощены в жизнь, в том числе и передача реестров из ГФС Минфину. На данный момент фискалы их ведут и администрируют.
Но если в вашем распоряжении есть базы данных и никакого контроля, то вы можете кому-то приписать переплату (или недоплату) в бюджет миллиарда гривен и вывести эти деньги, либо заставить заплатить их (забрать себе). Но если одни функции будут у Минфина, а другие у ГФС – никто из них что-либо подделать не сможет.
Павел Харламов