Кабинет Министров вписался в регламент и 15 сентября зарегистрировал в парламенте проект государственного бюджета на 2022 год под № 6000. Согласно положениям Бюджетного кодекса, правительство должно подать в парламент проект главного финансового документа страны не позднее этой даты.
Премьер-министр Денис Шмыгаль на заседании Кабмина 14 сентября завил, что это будет бюджет модернизации, разработанный в рамках бюджетной декларации на 2022–2024 годы, которую правительство утвердило еще в мае 2021-го. Премьер объяснил, что в проекте бюджета заложена индексация пенсий, рост стипендий, увеличение финансирования медицины, образования и обороны. Кроме того, в 2022 году будет сделан упор на развитие инфраструктуры – ремонт и строительство дорог, мостов, аэропортов.
Но не стоит забывать, что весь этот праздник финансируют налогоплательщики, как бизнес, так и физлица. Именно поэтому у Верховной Рады громадье идей, как повысить фискальное давление на экономику (стр. 22). Так что внимательно изучаем проект госбюджета, чтобы разобраться, кто будет гулять на широкую ногу за наш счет. И в чьих интересах произойдет перераспределение денег налогоплательщиков.
Основные показатели государственного бюджета Украины на 2022 год
Для начала пройдемся по основным показателям государственного бюджета на 2022 год. Доходы госбюджета запланированы в объеме 1,27 трлн. грн., издержки – 1,44 трлн. грн. Это на 14,4% и на 6,7% соответственно больше, чем в 2021 году. Бюджет будет дефицитным, предельный объем дефицита – 188 млрд. грн. Впрочем, в 2022 году дефицит сократится до 3,5% ВВП по сравнению с 5,5% ВВП в 2021 году.
Как объясняет экс-замминистра экономики Павел Кухта, это произойдет по той причине, что Украина будет меньше одалживать, чем в прошлые годы, и сократит свои долги. Кстати, предельный размер государственного долга на 31 декабря 2022 года составит 2,7 трлн. грн. По данным Министерства финансов, на 31 июля 2021 года госдолг Украины находился на отметке 2,5 трлн. грн. То есть к концу 2022 года объем госдолга вырастет на 8%.
В течение 2022 года украинская власть планирует занять 571 млрд. грн. Это на 31% меньше, чем за 2021 год. Заимствования на внешних рынках достигнут 151 млрд. грн., на внутреннем – 420 млрд. грн. Соотношение будет 26% к 74% в пользу ОВГЗ.
Госгарантии на 2022 год запланированы в сумме 78 млрд. грн. Из них 50 млрд. грн. имеет право гарантировать Кабмин на обеспечение кредитных обязательств в рамках различных инвестпроектов, на кредиты, которые выдают украинские банки малому и среднему бизнесу, на финансирование программ, связанных с повышением обороноспособности и безопасности государства.
Национальный банк будет обязан перечислить в 2022 году в госбюджет 24,4 млрд. грн. прибыли. Это такая же сумма, как и в 2021 году.
Выплывают на росте - госбюджет 2022 довольно оптимистичен
Проект госбюджета на 2022 год построен на довольно оптимистичных макроэкономических показателях. Напомним для начала, каким был макроэкономический прогноз Кабмина в конце 2020 года на 2021 год. Рост ВВП – около 4,6%, валютный курс – 29,1 грн./долл., инфляция – 7,3%.
На 2022 год правительство закладывает следующие индикаторы. Реальный ВВП вырастет на 3,8%, номинальный составит 5,4 трлн. грн. Индекс потребительских цен в 2022 году (декабрь к декабрю) вырастет на 6,2%, индекс цен производителей – на 7,8%.
Среднемесячная зарплата в Украине достигнет 15,3 тыс. грн. По данным Госслужбы статистики, в июле 2021 года средняя зарплата штатных сотрудников была на уровне 14,4 тыс. грн. Безработица снизится до 8,5% по сравнению с 9,1% в 2021 году (такой прогноз НБУ).
Экспорт товаров и услуг вырастет на 6,5%, импорт – на 9,2%. То есть разрыв между импортом и экспортом и дальше будет увеличиваться. Это означает, что сальдо внешнеторгового баланса и в 2022 году не просто останется отрицательным, а еще и вырастет.
Прожиточный минимум на человека в расчете на месяц Кабмин предлагает установить в 2022 году в размере 2393 грн. с 1 января, 2508 грн. – с 1 июля и 2589 грн. – с 1 декабря.
Минимальная зарплата с 1 января 2022 года не изменится? Ну так ее поднимут с 1 декабря 2021 года – с нынешних 6000 грн до 6500 грн. Напомним, что к минималке привязан ЕСВ, который является одним из ключевых зарплатных налогов. На этой отметке (6500 грн.) минималка останется вплоть до осени 2022 года. Только 1 октября 2022 года МЗП подрастет до 6700 грн. И да, к МЗП привязаны некоторые другие ставки налогов и обязательных платежей.
На здоровье, знания и оборону - расходы бюджета Украины 2022
На что будут потрачены бюджетные деньги в 2022 году? Почти 192 млрд. грн. получит Министерство здравоохранения. Из этой суммы 157,7 достанется Национальной службе здоровья на программу медицинских гарантий. На закупку лекарств заложено еще 19 млрд. грн. 6 млрд. грн. будет выделено на вакцинацию от COVID-19 и 4 млрд. грн. – на развитие сети медицинских учреждений в рамках «Большого строительства». Еще правительство обещает, что средние зарплаты врачей в 2022 году вырастут на 56% до 22,5 тыс. грн.
Около 186 млрд. грн. расписано на финансирование образования. Свыше 58% этой суммы, или 108 млрд. грн., пойдут на зарплаты учителям. Достойная оплата труда педагогов дело, конечно, нужное и важное. Но неплохо бы и науку развивать. А на обеспечение деятельности Национального фонда исследований, на грантовую поддержку научных исследований и научно-технических (экспериментальных) разработок в бюджете заложено 833 млн. грн., на научную и научно-техническую деятельность в сфере здравоохранения – 194 млн. грн. Мягко говоря, негусто.
На финансирование пенсий (субсидии Пенсионному фонду) в госбюджете-2022 заложен 201 млрд. грн. Это на 3% больше, чем в 2021 году. То есть Пенсионный фонд по-прежнему дырявый, и, похоже, пенсионная реформа в будущем году так и не стартанет. Тем более, что Кабмин намерен провести 1 марта 2022 года большую индексацию пенсий и потратить на нее 28 млрд. грн. Для этого даже разработан законопроект № 4668, который парламент принял в первом чтении, и который определяет порядок такой индексации (стр. 10). Но глобально никакое повышение пенсий в рамках солидарной системы проблему обеспечения достойной старости миллионов пожилых украинцев не решит.
Финансирование безопасности и обороны в 2022 году предусмотрено в размере 319 млрд. грн. Это почти 6% ВВП. «Мы оставляем 5,95% ВВП расходов на сектор безопасности и обороны в целом», – подтвердил Денис Шмыгаль. Это, кстати, уже стало традицией – валить в одну кучу оборонные расходы и расходы на прочих силовиков. Реально собственно оборона получит неполные 2,5% ВВП.
Минобороны получит 131 млрд. грн., МВД – 98 млрд. грн., из них Национальная полиция – 36 млрд. грн., Национальная гвардия – 14 млрд. грн. Затраты на СБУ составят 16 млрд. грн. Кстати, на Бюро экономической безопасности, которое тоже надо бы отнести к силовому блоку, в госбюджете расписано на 2022 год 622 млн. грн. Причем, все эти средства пойдут на содержание аппарата БЭБ. Проще говоря, на зарплаты руководства и сотрудников. Чтобы был стимул усердно охотиться за налоговыми уклонистами.
К слову, Государственной налоговой службе в 2022 году достанется довольно приличный кусок пирога в размере 11,6 млрд. грн. Государственная таможенная служба получит вдвое меньше – 5,3 млрд. грн.
Расходы госбюджета 2022 - дороги, поезда, аэропорты
Особый упор Кабинет Министров, презентуя проект госбюджета, сделал на развитии инфраструктуры. Взглянем, что там. На строительство и ремонт дорог и мостов власть хочет потратить 124 млрд. грн. Из этой суммы 40 млрд. грн. – заимствования, 78,6 млрд. грн. – средства дорожного фонда и 5,5 млрд. грн. – помощь международных кредиторов.
Основные инфраструктурные проекты – это мосты в Запорожье и в Кременчуге, трасса М-03 Полтава–Харьков, трасса М-05 Киев–Одесса, дорога Н-31 Решетиловка–Днепр.
Около 10 млрд. грн. будет вложено в железнодорожную инфраструктуру (электрификация, покупка поездов, модернизация путей). Причем, 6,1 млрд. грн. железнодорожникам должен обеспечить тот самый «ресурсный» законопроект № 5600.
Строительство и реконструкция аэропортов потянет еще 5,5 млрд. грн. Прежде всего, речь о аэропортах в Днепре, Виннице и на Закарпатье. Опять же, 5,1 млрд. грн. – это поступления от повышения налогов.
Издержки на реформу ЖКХ и энергоэффективность в 2022 году составят свыше 70 млрд. грн. Но там львиная часть – это просто субсидии.
На поддержку аграриев в госбюджете предусмотрено 4,6 млрд. грн. (это практически столько же, сколько и в 2021 году). Основным кредитным стимулом для предпринимателей так и останется программа «5–7–9». Ее финансирование в 2022 году запланировано в объеме 3 млрд. грн.
Госбюджет Украины и налоги - соберут со всех
Конечно, самый интригующий момент – на чьи плечи ляжет самое большое бремя прироста бюджетных издержек. Начнем с малого. Около 8 млрд. грн. должна принести приватизация. Это на 4 млрд. грн., или на 34%, меньше, чем план 2021 года.
Общая сумма налоговых поступлений в 2022 году превысит 1,1 трлн. грн., что эквивалентно 87% всех доходов бюджета. В целом налоговые поступления вырастут по сравнению с 2021 годом на 15,1% (см. таблицу).
Это превышает темпы роста номинального ВВП.
То есть уже понятно, что доля перераспределения ВВП через госбюджет и квазибюджетные фонды вырастет, что бы там нам ни пели по поводу снижения доли ВВП, перераспределяемой через госбюджет. В этой связи правительство большие надежды возлагает на законопроект № 5600. Повышение налоговой нагрузки, которое произойдет в случае его принятия во втором чтении, должно покрыть 70% расходов на развитие транспортной инфраструктуры, 52% расходов – на развитие стратегической промышленности и 35% расходов – на культуру.
Налог на доходы физлиц принесет госбюджету 161 млрд. грн., налог на прибыль – 137 млрд. грн., рентная плата – 46 млрд. грн., акцизный налог с товаров, произведенных в Украине, – 84 млрд. грн., ввозная пошлина – 36 млрд. грн., внутренний НДС – 166 млрд. грн., НДС на товары, ввезенных в Украину из-за рубежа, – 398 млрд. грн.
Итого, поступления от НДС дадут бюджету приблизительно 44% доходов, еще 13% принесет НДФЛ и 11% доходов обеспечит налог на прибыль предприятий. Исходя из этого, можно сделать вывод, что основной вклад в наполнение госказны в 2022 году сделает средний и крупный бизнес. Но и предпринимателям тоже достанется. Из них будут выжимать налоги посредством фискализации и с помощью новых законодательных норм, которые вынудят часть упрощенцев перейти с единого налога на уплату НДФЛ на общих основаниях (стр. 15).