Парламент намерен вернуть тюремные сроки за неуплату налогов и ввести уголовную ответственность за махинации с НДС. Бизнес считает, что эти нормы позволят создаваемому в нынешнем году бюро экономической безопасности безнаказанно и безосновательно преследовать налогоплательщиков.
Верховная Рада 3 февраля приняла в первом чтении законопроект № 3959-1 о внесении изменений в административное и уголовное законодательство. Этот документ сильно обеспокоил представителей бизнеса. Его нормы напрямую связаны с деятельностью бюро экономической безопасности (БЭБ). Напомним, что профильный законопроект № 3087-д, в котором закреплены ключевые обязанности и полномочия бюро, парламент принял уже во втором чтении и отправил на подпись президенту Владимиру Зеленскому.
Но налогоплательщики волнуются не столько по поводу довольно широких прав и возможностей БЭБ (хотя к ним тоже есть масса вопросов), сколько из-за того, что законопроект № 3959-1 возвращает уголовные сроки за неуплату налогов и вводит уголовную ответственность за мошенничество с НДС.
Обратно в 2012-й
В Уголовном кодексе Украины есть статья 212 «Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)». В ней прописана ответственность для налоговых уклонистов, и вплоть до 2012 года для самых злостных нарушителей эта статья содержала наказание в виде лишения свободы. В апреле 2012 года вступили в действие изменения в статью 212 УК, которые смягчили ответственность за неуплату налогов. А именно: парламент убрал тюремные сроки для уклоняющихся.
И вот в Верховной Раде появляется законопроект № 3959-1, который содержит поправки в 212-ю в виде ужесточения ответственности за уклонение от уплаты налогов. Авторы законопроекта (их четыре, и все они – депутаты правящей партии «Слуга народа») предлагают при неуплате налогов и сборов в существенных размерах помимо штрафов ввести ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев.
То же самое нарушение, которое совершено по предварительному сговору группой лиц или которое привело к неуплате налогов в крупных размерах, может повлечь за собой ограничение свободы на срок до пяти лет. Если налогоплательщик уклонился от уплаты налогов и сборов на особо крупную сумму, ему грозит лишение свободы на срок до семи лет.
«Для квалификации преступлений сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, равной 50% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц) на 1 января отчетного налогового года», – объясняет Лидия Карплюк, адвокат адвокатского объединения «Лещенко, Дорошенко и партнеры».
Таким образом, неуплата налогов в значительных размерах в 2021 году – это более 3,4 млн. грн., в крупных размерах – свыше 5,7 млн. грн., в особо крупных размерах – свыше 8 млн. грн.
То есть реальный тюремный срок грозит тем, кто ворует очень много. Потому что ограничение свободы, которое предусмотрено при уклонении от уплаты налогов в крупных размерах, – все-таки более мягкая мера, чем тюрьма. Наказание в виде ограничения свободы заключается в содержании лица в уголовно-исполнительных учреждениях открытого типа без изоляции от общества, но под надзором и с обязательным привлечением к труду.
Ошибся – получи 12 лет
Второе пугающее новшество законопроекта № 3959-1 – статья 2222 «Мошенничество с налогом на добавленную стоимость», которая появится в Уголовном кодексе.
Она вводит уголовную ответственность за хищение или незаконное завладение бюджетными средствами путем получения бюджетного возмещения по НДС, а также за подачу заявления о возврате сумм бюджетного возмещения по НДС, в котором указаны ложные сведения, и в том числе за предоставление заведомо поддельных документов.
Минимальный порог, при котором наступает уголовная ответственность за мошенничество с НДС, в три раза ниже по сравнению с уклонением от уплаты налогов – 1,1 млн. грн. А за хищение или незаконное завладение бюджетными средствами путем получения бюджетного возмещения на сумму не менее 5,7 млн. грн. грозит лишением свободы на срок от 5 до 12 лет.
«Это означает, что практически любое поданное заявление о возврате суммы бюджетного возмещения на соответствующую сумму будет иметь потенциальные уголовно-правовые риски для должностных лиц компании или ее собственника. В случае, если будет установлено, что контрагенты/партнеры компании, заявившей о возмещении, имели взаимоотношения с фиктивным предприятием», – объясняет Денис Ненов, адвокат юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры».
Попадет всем
Представители крупнейших бизнес-ассоциаций уже обратились к депутатам и спикеру Дмитрию Разумкову с просьбой отозвать законопроект № 3959-1 из парламента. В частности, Ассоциация налогоплательщиков Украины предлагает изъять из документа спорные и опасные нормы и доработать его после широкой дискуссии.
Исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко считает, что статья о мошенничестве с НДС даст возможность привлекать компании к ответственности даже за ошибку в подаче заявления на возмещение этого налога. «Главным последствием таких изменений, определенно, может стать дальнейшее усиление давления на бизнес, ведь и сейчас на компании могут заводить уголовные дела даже во время оспаривания результатов акта проверки», – рассказала «Деньгам» Деревянко.
По мнению Екатерины Глазковой, исполнительного директора Союза украинских предпринимателей, законопроект № 3959-1 содержит изменения в законодательство, которые не соответствуют предмету самого законопроекта.
«Если сейчас предприниматель может обжаловать акт проверки, пока указанные в нем факты (нарушений) не установлены, то новые изменения позволяют сразу после составления акта проверки возбуждать уголовное дело. Добавим сюда же и несовершенно выписанные нормы, в частности о «предоставлении заведомо ложных сведений». Таким образом, появляются дополнительные возможности для преследования бизнеса в стране с высоким уровнем коррупции и большим дефицитом бюджета», – объясняет Екатерина Глазкова.
Та же милиция, только в профиль
Еще налогоплательщики боятся того, что значительно шире станут и без того приличные по своим масштабам полномочия БЭБ, если парламент примет законопроект № 3959-1 в предложенной редакции.
Анна Деревянко напоминает, что у налоговой милиции было право заводить уголовные дела. И теперь это право перейдет к бюро экономической безопасности, за счет чего расширяется сфера влияния нового органа и его возможности давления на бизнес.
Екатерина Глазкова тоже соглашается с тем, что введение тюремных сроков за неуплату налогов и уголовной ответственности за мошенничество с НДС расширяет полномочия БЭБ и ставит его на один уровень с налоговой милицией. «Тогда возникает вопрос – зачем мы создали бюро экономической безопасности?», – удивляется Глазкова.
Глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансовой, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев прокомментировать ситуацию вокруг законопроекта № 3959-1 отказался. Хотя в интервью «Деньгам» (стр. 14) он заявил, что перекосов в работе БЭБ не будет. По мнению Гетманцева, это можно достичь жестким конкурсом при отборе сотрудников бюро.
А вот министр финансов Сергей Марченко не так оптимистичен. По его словам, в любом случае придется набирать в БЭБ бывших сотрудников налоговой милиции, СБУ, полиции. Как признался Марченко в интервью журналу «Корреспондент», нет никакой гарантии, что в бюро не просочатся кадры с сомнительной репутацией. А мы добавим: если в их распоряжении окажутся инструменты по привлечению бизнесменов к уголовной ответственности, это все может очень плохо закончиться для руководителей и собственников многих компаний.
Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.