Что будет с единым налогом

Единый налог оставили в покое, как и обещали накануне выборов? Как бы не так.
Что будет с единым налогом
depositphotos.com

Но в лоб кроить упрошенную систему власть не решилась, а хотят сделать так, чтобы предприниматели сами с нее сбегали. Первый мяч брошен: кассовые аппараты для всех предпринимателей уже с 2021 года. А дальше дело за малым: задавить малый бизнес бесконечными проверками и конскими штрафами. Но почему ж дальше? Проверки вот прямо сейчас начнут. И да, мораторий на проверки, скорее всего, окажется фикцией.

Об этом сообщают Деньги.ua.

Глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев в интервью «Деньгам» заявил, что в ходе налоговой реформы наездов на упрощенную систему налогообложения не будет (см. “Деньги“ от 24 октября 2019 года № 395). По его словам, у государственной налоговой службы и сейчас есть все возможности для того, чтобы находить предпринимателей, которые нарушают законодательство и с помощью упрощенки занимаются оптимизацией налогообложения.

Читай также: Повышения налогов в Украине пока не будет

И в эти обещания очень хочется верить. Но после того как парламент резво принял законопроекты о тотальной фискализации малого бизнеса, после легкого обалдения от того, какие идеи и инициативы исходят от депутатов, возникают опасения, что упрощенку таки похоронят. Не в лоб, так по факту.

Формально единый налог, конечно, будет существовать. Но есть риск, что условия пребывания на упрощенке (пусть и не для всех предпринимателей, но для многих) со временем станут настолько невыносимыми, что бизнес сам начнет отказываться от единого налога. Самое печальное, большинство предпринимателей просто перейдут в “тень“, с которой так упорно, но безуспешно пытается бороться власть.

И вот тут мы напомним, что “тень“ – это не безналоговый бизнес, когда бизнес вынужден платить не в госбюджет, а “крыше“. И “крыша“ в данном случае – отнюдь не братва с бейсбольными битами, а вполне респектабельные господа из ближайшего фискального или полицейского офиса.

  • Год на подготовку

Президент Владимир Зеленский, несмотря на протесты предпринимателей, все-таки подписал законопроекты № 1053-1 и № 1073 (теперь это – законы № 128-IX и № 129-IX), которые существенно ужесточают требования по применению кассовых аппаратов для предпринимателей на едином налоге.

Читай также: Стало известно, когда заработает налоговая реформа

В процессе подготовки ко второму чтению эти документы изменились. Депутаты внесли в них некоторые поправки и во время голосования. Поэтому чего именно ждать малому бизнесу, стало известно после того, как законы были опубликованы.

Основное новшество – это поэтапное внедрение регистраторов расчетных операций (РРО) для второй, третьей и четвертой групп единого налога. До 1 октября 2020 года их будут использовать предприниматели, чья выручка превышает 1 млн. грн., а также продавцы технически сложных товаров, лекарств, других медицинских изделий и СПД, оказывающие медуслуги. Иными словами, в ближайший год ничего не меняется. Поскольку эти требования действуют и сейчас.

В случае превышения объема дохода в 1 млн. грн., применение РРО обязательно с первого месяца квартала, который следует за возникновением такого превышения, – уточняет адвокат Марьяна Горецкая, руководитель корпоративной практики юридической фирмы “Горецкий и Партнеры“.

С октября 2020 года эту компанию пополнят интернет-продавцы, предприниматели, которые продают ювелирные изделия, продукцию из драгметаллов и драгоценных камней, торгуют бывшими в употреблении товарами в магазинах, занимаются ресторанным, гостиничным и туристическим бизнесом, продают текстиль (кроме реализации за наличные средства на рынках), детали и запчасти для авто в соответствии с перечнем, утверждаемым Кабинетом Министров.

С 1 января 2021 года ограничение в 1 млн. грн. снимается, и под РРО подпадают все СПД 2–4-й групп единого налога. Продал товар стоимостью 10 грн. или взял за услугу 20 грн. – все равно будь добр выдай фискальный чек.

  • Повезло немногим

Исключения по применению кассовых аппаратов все же будут. Прежде всего, для упрощенцев первой группы единого налога. Напомним, это – предприниматели, которые торгуют на рынках и предоставляют бытовые услуги населению. Причем, сейчас СПД этой группы тоже не обязаны использовать РРО. Но, например, если предприниматель даже на рынке продает технически сложные товары, он обязан обзавестись кассовым аппаратом. И такие товары – это не только какая-то мудреная электроника. К ним относятся и трехколесные детские велосипеды, и обычные термометры.

Читай также: “Спекуляция“: Гетманцев рассказал о налоге на айкосы

Теперь же в законодательстве черным по белому прописано: “Регистраторы расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций не применяются плательщиками единого налога первой группы“ (ст. 296.10 Налогового кодекса).

Действие принятых законопроектов не распространяется на физических лиц, которые продают на рынке собственные подержанные вещи или продукты собственного подсобного хозяйства, – говорит Василий Жуков, юрист Gracers Law Firm.

Необязательно использовать РРО и в случаях, когда в месте получения товаров (предоставления услуг) расчет в наличной форме не проводится.

Но только если средства принимаются исключительно на банковский счет, – уточняет адвокат Яна Рубчук.

То есть предприниматели третьей группы единого налога, которые предоставляют услуги юрлицам или продают им товары с оплатой на текущий счет, освобождены от выдачи фискальных чеков. Впрочем, это идет вразрез со словами Гетманцева, который предупредил, что и третья группа (а ее, напомним, чаще всего выбирают как раз для услуг: программисты, маркетологи, копирайтеры и т. д.) будет вынуждена использовать РРО.

Но дело в том, что Государственная фискальная служба еще в 2016 году указала: при осуществлении расчетов в безналичной форме РРО не применяется. Фискалы ссылаются на инструкцию НБУ от 21 января 2004 года № 22 “О безналичных расчетах в Украине в национальной валюте“ и на п. 1 ст. 3 и п. 12 ст. 9 закона №265/95-ВР “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг“. Эти нормы продолжают действовать и после вступления в силу законов № 128-IX и № 129-IX.

Читай также: Бедных украинцев освободят от налогов

И все-таки, как теперь поступать предпринимателям, которые получают оплату исключительно на банковский счет, до конца непонятно. Поэтому “Деньги“ обратились за подробным разъяснением в налоговую службу, и опубликуют ее ответ в одном из ближайших номеров.

  • Сами по себе

Избавлены от кассовых аппаратов и самозанятые лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность. В научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской сферах. А еще это – врачи, частные нотариусы, частные исполнители, адвокаты, арбитражные управляющие, аудиторы, бухгалтера, оценщики, инженеры, архитекторы.

На самом деле, от РРО независимых профессионалов спасает то, что они попросту не могут выбирать упрощенную систему налогообложения. В то же время, самозанятые лица платят 18% НДФЛ, ЕСВ и военный сбор. И налоговая нагрузка на них выше, чем на упрощенцев.

Впрочем, в октябре в Верховной Раде появилось два законопроекта: № 2200 и № 2200-1. Оба документа дают возможность лицам, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, зарегистрировать СПД и стать плательщиками единого налога третьей группы. То есть вместо НДФЛ, ЕСВ и военного сбора платить лишь 5% с дохода и еще ЕСВ. Но оборотная сторона такова, что после перехода на ЕН им тоже придется использовать кассовый аппарат.

Так что, неизвестно, что для самозанятых лиц лучше: упрощенка с РРО, или общая система, но без фискальных чеков.

  • Здесь добавили, там – отрезали

В законе № 129-IX есть приятная новость и для плательщиков второй группы единого налога. Годовой оборот для них увеличен с 1,5 до 2,5 млн. грн. Это – своеобразная компенсация за требования применять кассовые аппараты.

Читай также: Налог на зарплату пока не уменьшат

С одной стороны, увеличение лимита – положительное решение. Ведь теперь многие предприниматели не будут вылетать с единого налога, превышая порог выручки. Напомним, что вторая группа – это упрощенцы, которые предоставляют услуги и продают товары как населению, так и другим СПД на едином налоге. Это, в основном, небольшие магазинчики, сервисные точки по оказанию бытовых услуг. Они платят ежемесячно сумму налога в размере 20% минимальной зарплаты. В 2019 году это – чуть меньше 835 грн. Понятно, что для них перейти на общую систему из-за превышения лимита – это больно.

В то же время, даже 2,5 млн. грн. в год – это около 208 тыс. грн. в месяц. И в крупных городах далеко не все предприниматели смогут поместиться в эту сумму. Кроме того, они все равно будут вынуждены использовать РРО. Так что пересмотр порога годовой выручки – сомнительная компенсация.

Вдобавок введены новые ограничения на использование упрощенки в отдельных сферах бизнеса. Их, правда, немного, и распространяются эти ограничения, в основном, на юрлиц, но сама тенденция настораживает.

Отныне не могут быть плательщиками единого налога субъекты, которые предоставляют почтовые услуги (кроме курьерской деятельности); услуги фиксированной телефонной связи (в том числе беспроводной и мобильной; услуги по техническому обслуживанию и эксплуатации телекоммуникационных сетей, сетей эфирного теле- и радиовещания, проводного радиовещания и телевизионных сетей.

  • Высокие технологии атакуют

Представители налогового комитета успокаивают предпринимателей: никто не будет требовать от них установки физического РРО, стоимость которого порой превышает 10 тыс. грн. Можно пользоваться специальным софтом, так называемыми программными РРО. Это – ПО, которое устанавливается на ноутбук, смартфон, планшет и заменяет кассовый аппарат. Фискальный чек при этом выдается в электронной форме. На данный момент в реестр РРО внесено восемь таких программных комплексов. Пока еще система в процессе тестирования, в промышленную эксплуатацию ее запустят не раньше 2021 года.

Читай также: Как прошел инвестиционный форум в Мариуполе

Еще проблема в том, что Интернет, который необходим как для работы программных РРО, так и обычных кассовых аппаратов, есть далеко не во всех населенных пунктах Украины. А значит, те предприниматели, которые захотят пользоваться РРО, но не смогут это сделать (и не по своей вине), будут получать штрафы.

А штрафы, к слову, подросли. Проведение сделки без использования РРО или с использованием кассового аппарата, но не на полную сумму и невыдача кассового чека повлечет за собой штраф в размере 100% стоимости проданных с нарушением товаров (раньше была символическая одна гривна), за каждое следующее аналогичное нарушение – уже в размере 150% стоимости проданных с нарушением товаров.

Если предприниматель не использует либо нарушает порядок использование книг учета расчетных операций, его оштрафуют на 850 грн., за искажение данных о расчетных операциях – на 510 грн., за использование РРО без режима предварительного программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории УКТ ВЭД, цены товара и учета их количества – на 5,1 тыс. грн.

А за неподачу в налоговые органы отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций, расчетных книг, копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков с предпринимателя снимут 510 грн.

Правда, Кабинет Министров должен принять постановление, которое освобождает предпринимателей от использования РРО в регионах, где нет интернет-покрытия. Но на момент сдачи номера в печать такое постановление правительство не утвердило.

  • Без ЕСВ, но с проверками

Какие налоговые инициативы готовит власть для предпринимателей? Их, на самом деле, немало. На подходе законопроект № 1210 (и его альтернативная версия № 1210-1). Он направлен на совершенствование администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве. Но внутри скрывается немало сюрпризов.

Читай также: Обслуживание РРО будет бесплатным, - Верланов

Что коснется напрямую упрощенцев – это увеличение сроков проверок бизнеса и расширение перечня оснований для прихода проверяющих, сильно вырастут штрафы за нарушение порядка постановки СПД на учет в контролирующих органах. А еще плательщики единого налога будут ежемесячно подавать отчеты по НДС, сейчас отчитываются раз в квартал.

С 2021 года бизнесу все-таки обещают налог на выведенный капитал. Для предпринимателей-физлиц это ничего не поменяет. А вот юрлица на едином налоге будут вынуждены уйти с упрощенки и начать платить НнВК.

Странная ситуация возникла вокруг слов Гетманцева о возможном запрете для предпринимателей третьей группы предоставлять услуги, оставив им право заниматься торговлей и производством. Потом глава налогового комитета заявил, что его заявление просто вырвали из контекста. Но сам факт появления таких идей, откровенно говоря, пугает.

В то же время, Владимир Зеленский в ответ на недовольство малого бизнеса изменениями в законодательства поручил ввести двухлетний мораторий на проверки предпринимателей. Очевидно, этим вопросом должна заниматься Верховная Рада (раньше именно она утверждала мораторий на проверки и его сроки).

Впрочем, тут есть одна тонкость: в прежние разы мораторий не распространялся на проверки, проводимые по жалобам потребителей товаров и услуг.

Кроме того, министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов озвучил предложение вообще отменить единый соцвзнос. Хотя на такой радикальный шаг депутаты вряд ли пойдут. Но вот возможность снижения ставки ЕСВ и его слияния с НДФЛ они не отметают. Также в парламенте появилось два законопроекта № 2252 и № 2253 об отмене военного сбора с 1 января 2020 года.

Читай также: Нардепы хотят разрешить ликвидировать бездеятельных ФОПов

Ну и что однозначно будет – это смягчение условий для предпринимателей первой группы. Повышение лимитов, расширение разрешенных видов деятельности и возможность заниматься бизнесом по заявительному принципу. То есть без прохождения стандартной процедуры регистрации.

  • Ищем варианты

С учетом принятых уже законодательных изменений и ввиду других налоговых инициатив, которые зарождаются в недрах Кабмина и парламента, у многих предпринимателей возникает мысль уйти с упрощенки. И в некоторых случаях это действительно имеет смысл.

Если объем дохода приближается к 1 млн. грн., и предприниматель не хочет применять РРО (напомним, что до 2021 года переход за эту отметку обязывает установить кассовый аппарат), он может отказаться от единого налога.

Здесь общая система играет для налогоплательщика роль “тихой гаван“, где он ждет конца года, чтобы в следующем году вновь работать без РРО. Ведь с нового года начнется новый отсчет миллионного критерия, – объясняет Марьяна Горецкая.

Для тех, кто занимается сезонным бизнесом, упрощенка тоже не всегда удобна. Например, это может быть частная гостиница где-нибудь в курортной зоне, которая работает с мая по сентябрь, а остальное время – простаивает. Предпринимателю проще находиться на общей системе, платить налог, когда есть доход и не использовать РРО.

Невыгодно находиться на едином налоге предпринимателям первой и второй групп, которые решили взять продолжительный отпуск, более месяца. Поскольку п. 295.5 НКУ освобождает их от уплаты ЕН на месяц и только раз в год. Поэтому, если предприниматель решил отдохнуть подольше, ему на этот период лучше перескочить на общую систему, чем платить авансовые взносы по единому налогу.

Читай также: Гетманцев о ФОПах, налоге на зарплату и всеобщем декларировании

Под вопросом целесообразность использования единого налога юрлицами. Несмотря на то, что компании по-прежнему могут выбирать третью группу. Во-первых, налоговики в принципе подозрительно относятся к ООО на упрощенке и потенциально видят в таких компаниях оптимизаторов. Во-вторых, когда годовой оборот вплотную приближается к лимиту в 5 млн. грн., и существует риск выхода за его пределы, а сумма понесенных затрат приблизительно равна полученным доходам, налог на прибыль выгоднее.

Имеет смысл рассмотреть переход на общую систему налогового учета, прежде всего, для предприятий, которые начинают вести деятельность, – советует Василий Жуков, юрист Gracers Law Firm.

Ну и мы ж помним, что упрощенка – это выход для предпринимателей, создающих большую добавленную стоимость, для тех, у кого в затратах преимущественно оплата труда.

  • Они тоже пытались

Николай Азаров, 2010–2013 годы

Одним из первых, кто попытался всерьез наехать на упрощенку, было правительство премьер-министра Николая Азарова. В 2010 году с его подачи Верховная Рада приняла Налоговый кодекс, который, фактически, упразднял единый налог. Это спровоцировало массовые протесты предпринимателей, и бизнесу пошли навстречу. Отчасти. Упрощенцев поделили на группы и обязали платить единый социальный взнос (ЕСВ). А в 2013 году появилась инициатива ввести обязательное использование регистраторов расчетных операций практически всеми учреждениями торговли в стране, в том числе интернет-магазинами, за исключением разве что предпринимателей, которые торгуют на рынках. Но за нее парламент голосовать тогда не решился.

Наталья Яресько, 2015 год

Министр финансов Наталья Яресько тоже предприняла попытку перекроить упрощенную систему налогообложения. Именно она пролоббировала закон № 569-VIII, который обязал использовать кассовые аппараты предпринимателей второй и третьей групп единого налога. При этом Яресько очень удивлялась тому, что бизнес высказывался резко против ее идей. Правда, в ходе доработки законопроекта его немного смягчили и разрешили предпринимателям не применять РРО при годовом обороте до 1 млн. грн. Эта норма действует до сих пор. Кроме того, Минфин предлагал поменять группы единого налога. По задумке Яресько, первая группа трансформировалась бы в группу “А“ с сохранением оборота в 300 тыс. грн. в год, а вторую и третью группы объединили бы в группу “В“ с годовым доходом до 2 млн. грн. и возможностью нанимать 10 сотрудников. Фермеров хотели перевести в группу “С“ и ограничить их доход 2 млн. грн. в год. Но эта концепция, к счастью, канула в лету.

Читай также: Зеленский должен подписать законопроект об электронных чеках

  • Мнения участников процесса

Александр Чумак, президент Ассоциации частных работодателей

Главный принцип экономического развития “Сначала думай о маленьких“ у нас понимается извращенно: “Сначала задави маленьких“. Каждая новая власть начинает с попытки зажать гайки малому бизнесу через ужесточение условий деятельности на упрощенной системе налогообложения. И нынешняя власть не является исключением.

Идя на выборы, президент и партия «Слуга народа» декларировали неизменность существующих условий деятельности физлиц-предпринимателей на законодательном уровне! Но со старта приняли законопроекты, которые усложняют работу на упрощенке, вводят дополнительное регулирование, увеличивают административную нагрузку на малый бизнес. Начали не с бескомпромиссной борьбы с контрабандой и оффшорами, не с процесса продолжения стимулирования выведения зарплат из тени, а занялись самыми мелкими и самыми уязвимыми. Любая попытка ввести дополнительное регулирование или контроль – не что иное, как намерение заставить маленьких платить больше. А должна быть цель – вырастить много микробизнеса, помочь ему стать малым, а затем малому бизнесу – стать средним, и весь бизнес сделать честным. Но честным не из-под палки, не выставляя все новые барьеры, а создавая условия, делающие деятельность маленьких честной.

Павел Себастьянович, координатор группы Экономическая модернизация гражданской платформы “Нова Країн“

В налоговой системе Украины есть несколько багов, которые можно было бы убрать одним махом.

Читай также: Стало известно, можно ли подделать чек в РРО

Первое – упрощенку отпустить совсем. Никаких РРО, никакой отчетности. Для общей системы лучший вариант – привязать налоги к транзакциям и оцифровать ее. Налог на прибыль – единственный расчетный налог, который мешает оцифровать налоговую систему. Если заменить его на НнВК, все налоги будут привязаны к транзакциям.

Второе – это чрезмерная нагрузка на фонд оплаты труда. Уменьшение этой нагрузки даст детенизацию зарплат и увеличение поступлений по НДС и НДФЛ.

Третье – авансовые платежи по НДС, вымывающие оборотные средства у производителей. Нужно отменить постепенно, в течение года.

Четвертое – блокировка НДС-накладных. Отменить сразу. Ведь не поймали ни одной схемы, а пострадали десятки тысяч малых предприятий.

После оцифровки налоговой системы отпадает необходимость в подаче отчетности. Ведь теперь она может быть сформирована в любой момент и за любой период. Для большинства предпринимателей теряется смысл в оффшорах и выведении денег за рубеж. Теряется смысл в играх с ценами экспорта/импорта, если прибыль можно держать у себя дома.

Да, будут, конечно, люди, которые ни при какой системе не хотят ничего никому платить. Но для них и создаются специальные органы.

Владимир Дубровский, старший экономист CASE Ukraine

Тенизация является закономерным ответом на чрезмерное налоговое давление. В то же время наличие большого “теневого сектора“ не позволяет уменьшить налоговую нагрузку и искажает условия конкуренции. По нашим данным, теневая экономика, которую украинское правительство оценивает в 30% ВВП, сконцентрирована преимущественно в большом бизнесе, который доминирует и злоупотребляет в больших объемах благодаря своим неформальным связям с властью. И в этом сходство Украины со странами СНГ и “нетипичность“ по сравнению со многими другими странами мира, в которых обычно теневая экономика – это наоборот самый мелкий бизнес. Поэтому борьбу с “тенью“ нужно начинать с крупного бизнеса и его схем, прежде всего, оффшорных, а также крупномасштабной контрабанды.

Читай также: “Напишите жалобу на бабушку и получите +2 кг картошки“: Дорошенко рассказал о РРО

Если, все же же говорить о мелком бизнесе, то недавнее исследование МВФ опровергло расхожее мнение, будто бы РРО позволяют успешно выводить из тени его обороты: это, скорее, дорогое лекарство с множеством тяжелых побочных действий и недоказанной эффективностью. Самое результативное средство, по-видимому, это комплексная реформа налоговой (в наших условиях – с “перезагрузкой“ инспекторов и руководящего состава), однако для такой реформы резкое увеличение объема работы, причем “взяткоемкой“ – это гроб.

Если, все же, действительно хотеть, чтобы мелкие предприниматели добровольно использовали кассовые аппараты, то нужно максимально упростить процесс. И, кстати, избавить не только от отчетности по РРО, но и от обычной отчетности, которую сдают СПД – а зачем она, если налоговая и без того знает объем продаж? Но тех предпринимателей, которые говорят, что не боятся кассовых аппаратов, нужно предупредить, что вслед за РРО приходит и проверка: РРО без проверки не работает. Боюсь, те, кто никогда не работал на общей системе, не знают, что такое инспектор, и как он подходит к вопросу проверки.

Павел Харламов


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook 

Теги:
РРО, налог


ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK