Фискализация в Украине: что ждет предпринимателей-упрощенцев

Фискализация отложена на определенный срок - но отказываться от нее никто не намерен.
Фискализация в Украине: что ждет предпринимателей-упрощенцев
Иллюстративное фото / depositphotos.com

Депутаты сдвинули фискализацию, но полностью от нее не отказались. Окончательный и бесповоротный переход предпринимателей-упрощенцев на кассовые аппараты произойдет в апреле 2021 года.

А уже с августа 2020 года предприниматели смогут пользоваться программными РРО вместо традиционных "железных" устройств. Только вот готовых решений для бизнеса все еще нет. Да и стоимость тех программ, которые должны появиться, совсем не радует.

Читай также:

Хоть в чем-то карантин сыграл на руку предпринимателям: благодаря закону № 533-IX, который действует с начала апреля, малый бизнес на упрощенной системе налогообложения сможет продолжать работать без кассовых аппаратов. Но это пока.

Напомним, что 19 апреля должны были полностью вступить в силу законы № 128-IX № 129-IX о фискализации малого бизнеса. Но парламентарии решили отсрочить действие некоторых норм этих законов.

А именно: все предприниматели второй–четвертой групп единого налога будут обязаны применять РРО не с 1 января 2021 года, а с 1 апреля 2021 года. То есть фискализацию, по сути, сместили на три месяца.

Читай также:

Кроме того, почти на четыре месяца, с 19 апреля на 1 августа 2020 года, парламентарии перенесли дату запуска в эксплуатацию программных РРО.

Что такое программные РРО? Это – альтернатива кассовым аппаратам в виде программного обеспечения, установленного на смартфон, планшет или ноутбук. Иными словами, предприниматель сможет решать: использовать в своей работе обычный РРО с проводами и кнопками или заменить его приложением в смартфоне.

При этом разработчики уверяют, что бизнес не ощутит никакого дискомфорта при переходе на программные решения. Только вот на практике это не совсем так.

Еще не готовы

Тестирование программных РРО длится уже почти два года. Еще в июне 2018-го Кабинет Министров принял постановление № 472 "О реализации экспериментального проекта по регистрации и эксплуатации новейших моделей программных и/или программно-технических комплексов, предназначенных для регистрации расчетных операций".

Читай также:

За время тестирования государственный реестр РРО пополнился несколькими программными комплексами. На данный момент таких комплексов в реестре – восемь: Easy S1, ИКС ПРРО, "Веб-касса", СРРО, E-Receipt, "Смарт-касса", iNNOVATE!, Укртримекс РРО.

Хотя стоит заметить, что самая «свежая» версия реестра РРО датирована 15 мая 2019 года. Поэтому не исключено, что до августа там могут появиться еще какие-то решения.

Но даже если ориентироваться на перечисленные в этом реестре программные РРО, выясняется, что практически ни один из них не готов к нормальной эксплуатации. Например, разработчик "Веб-кассы" обещал запустить свой продукт еще в четвертом квартале 2019 года. Но проект до сих пор в состоянии пилота. Хотя его создатели настойчиво предлагают сделать на своем сайте предзаказ. Впрочем, стоимость пользования системой не так, чтобы копеечная – 250 грн. в месяц, или 2550 грн. в год. В таком же подвешенном состоянии находится и программный комплекс "Easy S1". Он тоже все еще "пилот". А на сайте системы iNNOVATE! сказано, что из-за изменения законодательства по РРО в Украине продолжается процесс разработки технической документации, которая регулирует требования к программным РРО. Поэтому продажи, адаптация и практическое внедрение iNNOVATE! начнется, как только будут утверждены все законодательные требования к решениям такого уровня.

Читай также:

Единственный продукт, который можно купить прямо сейчас, – "Смарт Касса". И то, это по своей сути – не программный РРО. Это – многофункциональное устройство "все в одном": платежный терминал, фискальный аппарат и кассовый аппарат. Его стоимость – почти 14 тыс. грн. Что почти втрое больше, чем цена обычного РРО.

Еще один вариант – это комплексная система администрирования, автоматизации и управления бизнесом, в которую внедрен программный РРО.

"Она позволяет вести полноценный складской и финансовый учет, проводить инвентаризацию, запускать акции, скидки, просматривать статистику и аналитику продаж, следить за подозрительными транзакциями, контролировать воровство", – рассказывает Родион Ерошек, CEO и соучредитель компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов Poster.

Читай также:

Но такие решения в большей степени нужны не малому, а среднему и среднему+ бизнесу, где есть серьезные обороты и полноценный учет. Плата за использование подобной системы с интегрированным РРО – 4–7 тыс. грн. в год.

Продаем в одно касание

Впрочем, существуют и бесплатные альтернативы от Государственной налоговой службы. До конца 2019 года ГНС тестировала систему E-Reciept. Но она была далека от идеала: случались сбои, проблемы с отправкой чеков и регистрацией кассиров в программе.

Поэтому поддержку E-Reciept забросили, и в начале 2020 года налоговая анонсировала новый продукт – приложение пРРосто, которое разработала ГНС совместно с Офисом эффективного управления (BRDO) и компанией Fintellect.

Читай также:

Как и остальные программные РРО, этот продукт тоже в состоянии обкатки. Но его хотя бы можно «пощупать». Для этого нужно записаться на тестирование на сайте https://prrosto.kmu.gov.ua и получить ссылку на приложение. Разработчики обещают его доступность как для Android, так и для iOs. Причем, тот вариант пРРосто, который тестировали "Деньги" еще в начале года, и тот, что разработчики распространяют среди бета-тестеров сейчас, ничем не отличается. А ведь с момента анонса пРРосто прошло уже почти пять месяцев.

Процесс регистрации в приложении максимально простой: вводим номер мобильного телефона, к которому будет привязано приложение, и добавляем в него СПД, указав ФИО и индивидуальный налоговый номер. К слову, возможности внести ЕГРПОУ юрлица нет. Поэтом приложением может воспользоваться только физлицо-предприниматель.

Читай также:

Следующий шаг – наполнение базы товаров или услуг. Для этого необходимо отсканировать штрих-код товара либо же внести наименование вручную и указать цену.

Чтобы продать товар или провести операцию по оказанной услуге, нужно выбрать одну или несколько позиций из списка и подтвердить операцию с помощью ЭЦП. После этого данные уходят на сервер ГНС, а в ответ предприниматель получает QR-код, который дает доступ к электронному фискальному чеку. Покупатель отсканирует код с экрана смартфона или планшета, где установлено пРРосто, и увидит свой чек.

Читай также:

Что ж, остается лишь дождаться, когда разработчики доведут приложение до ума, и оно станет общедоступным. Потому что баги, хоть и незначительные, но есть. Например, пройти регистрацию в пРРосто удалось только с третьего раза: система не присылала СМС для верификации номера. Кроме того, в процессе тестирования приложение несколько раз вылетало.

Также непонятно, добавят в пРРосто или нет поддержку юрлиц. Еще неясно, насколько будет защищен от вмешательства третьих лиц в канал связи между предпринимателем и налоговой. А ведь это – важное условие сохранности конфиденциальных данных об операциях, которые проводит бизнес.

Есть контакт!

Для того чтобы появилась возможность полноценного использования программных РРО, одного лишь софта мало. Нужно, чтобы начал функционировать сервер налоговой. Через него будет происходить обмен данными о кассовых операциях, регистрация расчетных документов, электронных фискальных отчетов и электронных фискальных чеков. Изначально дата запуска сервера в работу совпадала с датой начала эксплуатации программных РРО – 19 апреля. Но поскольку сроки сдвинулись, то и сервер, видимо, станет доступен тоже с 1 августа.

В части отчетности для предпринимателей ничего не изменится. Неважно, используют они обычный кассовый аппарат или программный РРО. СПД обязан подавать в налоговую электронные фискальные отчеты и электронные фискальные отчетные чеки; распечатывать фискальный отчетный чек (Z-отчет) каждый день после окончания рабочей смены, но не позднее 0.00; иметь документы на все товары, которые находятся в месте продажи; контрольные ленты в бумажной и/или электронной форме хранить на РРО в течение трех лет.

Читай также:

«На программных РРО необходимо сохранять контрольные ленты только до момента передачи расчетных документов, электронных фискальных отчетов, электронных фискальных отчетных чеков на фискальный сервер ГНС», – уточняет Алена Перепеличная, юрист юридической компании Stron.

Что касается фискальных чеков, то предприниматели имеют право выдавать как электронные чеки, так и чеки в бумажной форме. Поэтому, если у покупателя нет смартфона, который может считать QR-код чека, предприниматель обязан выслать ему чек на электронную почту или распечатать его. Это означает, что предприниматель все равно должен позаботиться о том, чтобы была возможность выдавать бумажный чек. В противном случае, покупатель может пожаловаться на него в налоговую, которая пришлет проверку.

Обойдемся без штрафов

Что делать, когда произошел сбой на сервере ГНС? По словам юристов, законодательство четкий ответ на этот вопрос не дает.

"Но если проводить параллель с системой администрирования НДС, то, в случае сбоев на серверах налоговой, накладные регистрируются с опозданием после устранения проблем, а налогоплательщиков не облагают штрафами, при условии, что факт перебоев признан и оформлен внутренним актом ГНС", – приводит пример Яна Пиоро, младший юрист JN Legal.

Читай также:

Если же проблема в программном РРО, он по какой-то причине не может отправить данные на сервер или получить сгенерированный электронный чек, следует в течение дня уведомить об этом налоговую, разработчика и/или центр сервисного обслуживания.

"На период выхода из строя программного регистратора проведение расчетных операций до устранения неисправностей не осуществляется", – говорит Анна Перепеличная.

Павел Харламов

Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK