Алексей Мась – о секретах успешных стартапов

Алексей Мась, руководитель Украинской баннерной сети и потока "Интернет-бизнес" на Iforum2016 о роли сильной команды для стартапа, а также о том, почему важно слышать рынок и потребителей.
Алексей Мась – о секретах успешных стартапов

Будете удивлены, но поводом считать проект успешным уже на старте считается именно команда. В какой-то момент я обратил внимание, что фонды не финансируют команду "из одного человека" или команду "из одного человека и его родственников". Мол, это связано с тем, что для запуска стартапа такого количества участников попросту недостаточно. Сначала я посчитал это прихотью фондов, благо мне были известны исключения. Но потом, анализируя множество заявок, поступающих в телеком-акселератор, я понял, что такое решение действительно обоснованно. Если команда в проекте была не номинальная, состоящая из разных людей и с различными способностями и знаниями, тогда и проект состоялся. И поэтому каким-то магическим способом, но наличие команды совпадает с успешностью стартапа.

С другой стороны, почему магическим? Ведь связи здесь очевидны. Вам нужно убедить кого-то примкнуть к вашей команде? Вы создаете ясную цель. А когда есть цель и несколько активных учредителей – проект движется вперед. К тому же, если один из создателей делает стартап под себя как пользователя, у него сразу появляются первые потребители.

Вообще, сильный "командный состав" уже характеризует стартап с хорошей стороны. Но в презентациях начинающих стартаперов нередко есть и "обманки", когда в команде записаны люди, ничего для проекта не сделавшие. Это сразу видно и характеризует предпринимателей с негативной стороны. Не бывает так, что в команде 20 человек, а проект не сдвинулся с начальной точки ни на йоту. То есть на бумаге все красиво, но на практике почему-то не работает. Это значит, что стартап целиком является "подделкой".

Однако, кроме команды нужно и адекватное "состояние проекта", и понимание рынка. Хотя опыт подсказывает, что при наличии хорошей команды "состояние проекта" всегда соответствует.

Второй ошибкой (кроме попытки стартовать без команды) является то, что предприниматели зачастую долго делают работу в стол и отказываются слушать внешнюю среду. Они очень долго выводят продукт на рынок, боятся продавать, и не обращают внимания, что говорят их потребители. В отличие, к примеру, от западных предпринимателей, которые начинают продавать сразу же и подстраиваются под своего клиента.

Как избежать этих промашек? Во-первых, сформулировать идею, концепцию конкретного продукта. При этом крайне важно слушать и, главное, слышать рынок, а также создать прототип, который поможет оценить жизнеспособность проекта. Во-вторых, собрать команду, которая этот продукт порождает. Очевидно, что поиск единомышленников – это непростой процесс. Но если убедить людей, что продукт состоится, и заниматься его разработкой – это круто, команда непременно появится.

Ну и в итоге нужно работать и еще раз работать. Только труд сделает из стартапа и денег инвестора работающий бизнес. И ничто другое.

Остается лишь вопрос, в каком направлении развиваться и какую нишу выбрать. Сейчас, к примеру, хорошо работает формула "2Б+В" (БигДата и Боты + Виртуальная реальность). Правда, в сфере big data Украина скорее поставщик специалистов (причем среднего уровня) в Европу, а также аутсорс-рынок для европейских компаний. Вместе с тем, в области программных приложений, которые выполняют автоматизированные задачи, а также в области искусственного интеллекта у нас гораздо больше шансов. В частности, украинские стартапы виртуальной и дополненной реальности уже "выстреливают". Например, как проект Cardiolyse.me для проведения исследований по анализу кардиограмм, которым заинтересовались в Оксфорде, или стартап Augmented Pixels, создающий контент для виртуальной реальности, который еще год назад привлек 1 млн долл инвестиций. Залог успеха в том, что мы умеем делать математику и структурировать данные.

Конечно, можно остаться в своей узкой нише и делать крафтовые вещи. Но тогда "прыгнуть" выше головы будет попросту невозможно. Либо использовать свои сильные стороны, в том числе математику и производственную базу Китая (КНР нам в этом смысле все равно не перебить), и не бояться залезть в дело "по уши", целиком.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK