Дорога коррупции: За что требуют взятки на дорогах в 2020 году

Реформа Министерства внутренних дел не решила проблему коррупции на дорогах полностью
Дорога коррупции: За что требуют взятки на дорогах в 2020 году
Иллюстративное фото / depositphotos.com

Реформа Министерства внутренних дел не решила проблему коррупции на дорогах полностью. Но патрульная полиция берет взятки с автовладельцев гораздо реже, чем ликвидированная ГАИ. Это факт. Впрочем, поборы все равно остаются, и год от года автовладельцы вынуждены платить все больше.

В столице и крупных городах полицейские не осмеливаются давить на водителей: опасаются последствий со стороны вышестоящего начальства. А вот на периферии попытки получить откупные от нарушителей все-таки встречаются. Потому что в регионах патрули, как правило, получают «добро» на коррупционные действия непосредственно от своего руководства.

Читай также:

Но, в отличие от гаишников, полицейские осторожничают и открыто взятку почти никогда не требуют. Особенно, когда речь идет о каких-то мелких нарушениях, где сумма штрафа вписывается в 400–500 грн. «В основном, правоохранители намекают на возможность решить вопрос «иным образом» или заменить нарушение на более мягкое», – рассказывает Владимир Марусяк, управляющий партнер юридической фирмы «Марусяк и Партнеры».

Злостные и не очень

По сравнению с 2019 годом суммы взяток, которые вынуждены платить автовладельцы, ощутимо не изменились. Это связано с тем, что и штрафы за основные нарушения правил дорожного движения тоже остались неизменными. И в большинстве случаев водитель может избежать наказания, раскошелившись на 200–400 грн. Обычно это равно приблизительно половине штрафа.

Читай также:

В то же время, плата за некоторые грехи увеличилась. Например, на 200 грн. выросли поборы за парковку в неположенном месте. Если официальный штраф составляет 255–1700 грн., то сумма взятки может достигать 700 грн. Почему стало дороже? Дело в том, что полицейские имеют право не только оштрафовать, но и отправить автомобиль на штрафплощадку, если транспортное средство существенно препятствует дорожному движению или создает угрозу его безопасности. Например, авто припарковано на полосе движения общественного транспорта или на трамвайных путях.

Забавно и не вполне законно, что в столице эвакуацией занимаются частные структуры, они же взимают дополнительную плату за так называемую услугу. Это все повод для судебных исков, и не исключено, что во время местных выборов горожане-автовладельцы вспомнят о нелегальной схеме изъятия денег из их карманов.

Читай также:

Но пока автовладельцу проще и дешевле откупиться от полиции или эвакуаторов на месте, чем потратить уйму времени и пару-тройку тысяч гривен на то, чтобы вызволить авто из плена, а тем более – судиться долго и трудно.

Особый случай

Увеличился размер взяток за нарушения, которые влекут за собой создание аварийной ситуации. Причем, размер поборов может превышать сумму самого штрафа (см. инфографику), поскольку создание аварийной обстановки может обернуться не только денежными потерями, но и лишением прав на срок до одного года. И в такой ситуации многое зависит от настроения полицейского. К примеру, нарушение правил обгона – это 425 грн. штрафа. А неправильный обгон, который мог привести к ДТП – это уже 680 грн. штрафа и риск лишиться прав. И водителю явно лучше, чтобы патрульные при составлении протокола выбрали первый вариант.

Читай также:

Откуп за непристегнутый ремень безопасности также превышает официальный размер штрафа, который составляет всего 51 грн. Ведь если полицейские остановили автомобиль, есть риск, что они копнут глубже и найдут нарушение похлеще. А 200 грн. здесь и сейчас помогут избавиться от проблем в будущем.

Хотите пример? В декабре 2019 года полицейский патруль в Кривом Роге остановил водителя, который ехал без пристегнутого ремня безопасности. Оказалось, что автовладелец вдобавок еще и пьян. Правда, в данном случае попытка договориться за взятку не удалась. Тем не менее ситуация довольно показательная.

Читай также:

Кстати, в октябре 2019 года Верховная Рада ввела новый вид штрафов: за перевозку детей без автокресел. Размер наказания – 510 грн. Но с коррумпированными полицейскими можно найти общий язык за вдвое меньшую сумму.

Платим сполна

От серьезных проступков на дороге взяткой в несколько сотен гривен не отделаться. Ставки значительно возрастают. Для того чтобы полиция не составляла протокол по факту ДТП, придется заплатить до 3 тыс. грн. И это где-то на 10% больше, чем было год назад.

Водитель, которого словили за вождением в нетрезвом виде, за что грозит не только в штраф в размере до 40,8 тыс. грн., но и лишение прав, может отделаться легким испугом, если даст на лапу 10–16 тыс. грн.

Читай также:

«За нарушения с санкцией в виде лишения прав «ценник» стартует от 300 долл. А учитывая, например, размер штрафа, предусмотренного за вождение в нетрезвом виде, «решить» на месте дешевле, чем оплачивать штраф по протоколу», - приводит пример адвокат, юрист ЮКК «Де-Юре» Владимир Данилин.

Но дороже всего – закрыть дело по ДТП, которое грозит автовладельцу уголовной ответственностью. Это может быть наезд на пешехода или нанесение увечий другим участникам дорожного движения. Сумма взятки за год выросла где-то на 5 тыс. грн. и достигает 40 тыс. грн. (а иногда и выше). Такие вопросы обычно решают уже не простые патрульные, а следователи, которые ведут подобные дела. Вот они и повышают таксу.

Оберут до нитки

В 2020 году у полиции возможностей для коррупции стало еще больше. Уже доставляет проблемы автовладельцам система автофиксации нарушений, которая ловит только любителей полихачить.

Казалось бы: все автоматизировано, камера – не человек, и врать не может. Но на практике все иначе, потому что штрафы приходят людям, которые в момент фиксации были вообще в другом месте, а некоторые из них даже машиной не владеют. Фантастика? Совсем нет.

Читай также:

На камеры попадают автомобили-клоны – транспортные средства с перебитым VIN и фальшивыми документами, которые полностью копируют «оригинал», в том числе и его госномер. И хотя владелец подлинного автомобиля ничего не нарушал, штраф требуют с него. Вторая ситуация – когда автомобиль был продан без снятия с учета, по доверенности. В итоге все шишки валятся на прежнего владельца авто, несмотря на то, что он к нему никакого отношения не имеет.

Кто-то советует просто игнорировать такие штрафы, кто-то – доказывать свою правоту в суде. Но такие ситуации однозначно дают правоохранителям благодатное поле для взяточничества, так как многие автовладельцы точно захотят ускорить процесс избавления от фантомных штрафов и выберут для этого не совсем праведный путь.

Читай также:

Запуск системы автофиксации нарушений скорости привел к появлению еще одного феномена – массовое выписывание штрафов, блокирование выезда за границу и даже блокирование банковских счетов тем автовладельцам, кто получил «письмо счастья». Даже если за рулем сидел не владелец, а кто-то иной? Что же делать, если штраф, выписан системой на владельца авто, а не на водителя-нарушителя? Увы, доказывать, что за рулем сидел не владелец. Таких ситуаций – масса. Например, владелец может иметь несколько машин и сдавать их в аренду для работы в качестве такси. Несколько машин могут быть в собственности предпринимателя, но ездить на них могут его наемные работники. Тест-драйв. Аренда в прокатной фирме, каршеринг – как быть со штрафами в таких случаях.

Реально легкого пути для предотвращения таких ситуаций нет. Разве что для постоянных пользователей собственник может зарегистрировать их в качестве надлежащего пользователя в Электронном кабинете водителя с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП, ранее ЭЦП), BankID или MobileID). В таком случае это становится уже проблемой реального водителя – со всеми последствиями.

Читай также:

Еще одна малоприятная для водителей новость – законопроект № 2695, который парламент принял в первом чтении 13 июля 2020 года. Его нормы дают полиции право останавливать водителя просто так, в рамках «профилактических мер». Стоит ли говорить о том, чем будут заканчиваться такие остановки, особенно если полицейский «заряжен» на то, чтобы найти нарушение и получить себе что-то в карман.

Стоим до победного

Юристы рекомендуют не поддаваться на провокации патрульных-коррупционеров. «Необходимо требовать, чтобы полицейский включил нагрудный видеорегистратор. Можно также применять собственные средства для видеофиксации. Обязательно нужно записать данные полицейского (ФИО, должность и номер жетона)», – говорит Владимир Марусяк.

Читай также:

Если правоохранитель проявляет настойчивость, следует вызвать следственно-оперативную группу по номеру 102. А в дальнейшем можно подать жалобу на сотрудника полиции в департамент внутренней безопасности МВД.

«Когда нарушения в принципе не было, а то, что говорит работник полиции, существует только в его голове, нужно прямо указывать об этом в протоколе», – советует Владимир Данилин, адвокат, юрист ЮКК «Де-Юре».

В подобных случаях давать взятку – вообще глупость, потому что суды практически всегда принимают сторону автовладельцев. Среди недавних громких дел – решение Верховного Суда, который осенью 2019 года отменил штраф, наложенный на водителя за остановку на тротуаре.

Читай также:

Автомобилист совершил вынужденную аварийную остановку и загнал авто на тротуар. Полиция его оштрафовала, основываясь на том, что авто создавало помеху для пешеходов, а суды первой и апелляционной инстанции подтвердили правоту патрульных. Верховный Суд принял сторону истца, аргументируя свою позицию тем, что ПДД не предусматривают запрет остановки на тротуаре, даже если она создает препятствие для движения пешеходов.

Светлана Шмелева

Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK