Законом №1797-VIII О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине был введен целый ряд новаций. Они направлены как на предотвращение уклонения от налогообложения в сфере НДС, так и на ограничение применения солидарной ответственности налогоплательщиков, что было распространено в связи с проверками движения НДС по всем цепочкам поставок товаров/услуг.
Читай также: Как украинцы будут платить налог на недвижимость в 2017 году
В частности, законом предусмотрен механизм остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки (НН/РК) в Едином реестре налоговых накладных. Основная его цель - недопущение так называемых скруток (пересортицы при учете НДС) во время движения товаров/услуг от одного контрагента к другому. Соответствующие нормы вступят в силу с 1 апреля 2017 года. Но до 1 июля 2017-го будет применяться тестовый режим, а с июля механизм блокировки начнет действовать в полной мере.
Остановка регистрации накладных будет происходить по результатам постоянного автоматизированного мониторинга соответствия таким НН/РК критериям степени рисков, которые должны быть разработаны и утверждены Министерством финансов до 1 апреля текущего года.
Причем, процедура остановки регистрации предусматривает наличие автоматизированной системы, которая не должна допускать ручного вмешательства в ее работу. Но в украинских реалиях, когда отсутствует защита налоговых баз и нет ответственности должностных лиц контролирующих органов, риск такого ручного вмешательства остается высоким.
Читай также: Какие налоги ожидают украинцев в 2017 году
Вообще, введение механизма остановки регистрации НН/РК сопровождается следующими новшествами:
1) появлением нового обязательного реквизита налоговой накладной - кода УКТВЭД для товаров или кода услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг - (не менее первых четырех цифр для отечественных товаров и услуг);
2) появлением с 1 июля 2017 нормы о том, что налоговая накладная является для покупателя товаров/услуг достаточным основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту, и не требует какого-либо другого дополнительного подтверждения. То есть, эта норма фактически лишает налоговиков возможности применять к плательщикам так называемую солидарную ответственность и не признавать налоговый кредит по всей цепочке поставки товаров/услуг;
3) запретом для контролирующих органов в одностороннем порядке разрывать договор о признании электронных документов.
Читай также: В Украине изменили правила возмещения НДС: что нового
Следует также отметить, что введение механизма остановки регистрации НН/РК происходит на фоне завершения действия моратория на проверки малого бизнеса (предприятий с годовым объемом дохода до 20 млн. грн.). Таким образом, с июля 2017-го у налоговиков увеличится набор инструментов для предотвращения злоупотреблений в сфере НДС. Кроме системы депонирования средств на счетах в системе электронного администрирования будет добавлена возможность применения всего набора мер контрольно-проверочной работы плюс блокировки НН/РК.
Исходя из этого, применение механизма блокировки должно быть ограничено в случае, если у налоговиков есть возможность выйти на проверки и получить копии документов налогоплательщиков. Это все следует учесть именно в критериях оценки степени рисков. Кроме этого, механизм блокировки регистрации НН/РК не должен касаться производителей товаров, относительно которых автоматизированная система будет “видеть” сплошной “пересорт” номенклатуры товаров на входе и на выходе. Много вопросов возникает и по услугам. Если в качестве примера вспомнить строительную отрасль, “скруток” плательщикам в этом случае не избежать. Именно поэтому оценка степени рисков должна учитывать такие нюансы и более комплексно оценивать не только операции налогоплательщика, но и его деятельность. Особенно – существенные изменения в такой деятельности.
Вообще, на первых порах действие механизма блокировки в Едином реестре налоговых накладных должно быть направленно исключительно на явные случаи злоупотреблений в сфере НДС. Но поскольку критерии оценки степени рисков пока отсутствуют, остается дождаться проекта соответствующего приказа Минфина.
Читай также: Что делать предпринимателям, у которых есть "спящий" бизнес
Если же рассматривать непосредственно процедуру блокировки, то она будет происходить следующим образом.
На этапе регистрации НН/РК в случае “срабатывания” автоматизированной системы мониторинга, плательщику приходит квитанция в электронном виде. В ней обязательно указываются: номер и дата налоговой накладной/расчета корректировки, ссылки на конкретные критерии, исчерпывающий перечень документов, которые плательщик должен предоставить контролирующему органу по основному месту своей регистрации (этот перечень утверждается Минфином). В этом случае плательщик имеет право в течение года с момента возникновения налоговых обязательств по НДС, подать необходимые копии документов и дополнительные пояснения к ним в налоговую инспекцию по месту основной регистрации. Не позднее следующего рабочего дня документы передаются в комиссию при ГФС, которая в течение 5 рабочих дней принимает решение о регистрации НН/РК или отказывает.
Плательщик может обжаловать решение комиссии в административном порядке или в суде. Но вопрос возможности административного обжалования соответствующих решений комиссии пока что остается открытым, поскольку неизвестно, кто войдет в ее состав и кто будет уполномочен утверждать своей подписью такие решения.
В целом, у механизма остановки регистрации НН/РК есть и положительные стороны, и отрицательные.
Читай также: Израиль намерен взимать НДС с торговли криптовалютами
Позитивом является то, что будут остановлены проверки по всем цепочкам поставки товаров/услуг. Они просто потеряют смысл, поскольку налоговый кредит, сформированный налогоплательщиком, не подлежит сомнению и будет признаваться абсолютно законным. Кроме этого, механизм блокировки является абсолютной альтернативой системе депонирования средств в системе НДС-счетов. Блокировка регистрации НДС может стать действенным механизмом для борьбы с фиктивным налоговым кредитом. Позитив также в том, что критерии блокировки должны быть опубликованы и доступны для налогоплательщиков (в других странах такие критерии – закрытая информация).
Негатив состоит в сложности реализации автоматизированной системы, которая оценивает соответствие НН/РК критериям оценки степени рисков. Да и сможет ли достичь такая система основной цели – не навредить плательщикам реального сектора экономики и наказать исключительно тех, для кого формирование фиктивного налогового кредита является бизнесом? Ответа на этот вопрос сегодня нет, поскольку отсутствуют разработанные критерии, перечень документов, необходимых для регистрации НН РК, и порядок работы комиссии при ГФС, сферой полномочий которой станет принятие решений о регистрации НН/РК или об отказе в такой регистрации. И так как порядок работы комиссии будет разработан Кабинетом Министров, остается угроза влияния человеческого фактора, что может привести к коррупционным проявлениям при принятии решений.
Юлия Дроговоз