Чем ближе окончание календарного года, тем активнее правительство и депутаты начинают перекраивать налоговое законодательство. Причин две:
-
желание собрать еще больше денег в госбюджет. Так всегда происходит по ситуативным причинам – на носу бюджетный процесс, 15 сентября свет увидел черновик проекта госбюджета-2022, там существенное увеличение налоговых и прочих поступлений;
-
стратегическое желание больше перераспределять через госбюджет. Этакая экзистенциальная тяга к чужим деньгам. Это – обычная история для «большого» государства, которое хочет все больше и больше денег перераспределять через госбюджет и квазибюджетные фонды. И чтобы сильнее контролировать экономическую жизнь, и чтобы коррупционерам было что пилить.
А вот все обещания провести налоговую реформу, данные нынешней властью еще в 2019 году, канули в лету. Хотя и экс-премьер-министр Алексей Гончарук, и глава профильного налогового комитета Рады Даниил Гетманцев уверяли, что уже в 2020 году налоговое законодательство станет предельно комфортным и для физлиц, и для бизнеса.
Читай также: Налоги на ввоз электромобилей в Украину отменены: Рада приняла закон
Рядовым налогоплательщикам сулили прогрессивную шкалу НДФЛ и снижение базовой ставки налога до 15%. А бизнесу правительство обещало налог на выведенный капитал и «ремонт администрирования», чтобы предприниматели тратили меньше времени и денег на расчет налоговых обязательств и уплату налогов.
Тем не менее, за эти два года налоговое законодательство стало только жестче и тяжелее как с точки зрения ставок, так и администрирования.
Малый и средний бизнес принудительно переводят на кассовые аппараты, причем почти без исключений. Бизнес покрупнее столкнулся с расширением полномочий фискальных органов (введение правила деловой цели, расширение оснований для внеплановых проверок и т. д.). Налогоплательщикам-физлицам все-таки навязали налоговую амнистию, которая с 1 сентября идет полным ходом и является предвестником косвенных методов контроля. Хотя тот же Гетманцев в интервью «Деньгам» осенью 2019 года заявлял, что запуск механизма контроля доходов по расходам депутаты даже не рассматривают.
Налоги для КИКов в Украине - что это и сколько заплатим
На самом деле в ближайшие полгода вступает в силу не так много законов, которые содержат налоговые новации. Но обманываться не стоит: глубина грядущих изменений довольно серьезная.
Большая группа изменений связана с налогообложением контролируемых иностранных компаний (КИК) и постоянных представительств. Применение соответствующих норм депутаты отложили. Но с 2022 года они все-таки начинают действовать.
Читай также: Сколько украинцев платят налоги в Польше: Названы цифры
С 1 января 2022 года украинские налоговые резиденты будут вынуждены раскрыть информацию о КИКах, которыми они владеют (либо долями в них). Кроме того, украинские собственники будут платить налог на прибыль таких компаний пропорционально доле владения.
«Но если раскрывать нужно будет все свои КИКи, то именно платить налоги необходимо с прибыли только «низконалоговых», «пассивных» и непубличных КИКов. Таким образом, дополнительная налоговая нагрузка будет распространяться не на весь бизнес, а преимущественно на тех, кто уклоняется от уплаты налогов в Украине с использованием иностранных компаний», – уверяет Игорь Белицкий, юрист юридической группы LCF.
В действительности это коснется примерно всех более или менее заметных бизнесов, активничающих на внешних рынках.
Ставка налога для владельцев КИКов составит 9% и 1,5% военного сбора с распределенных дивидендов либо 18%+1,5%, когда дивиденды не распределялись.
Читай также: Новые налоги в Украине: Гетманцев объяснил, зачем их вводят
Налоговые обязательства не будут возникать в том случае, если годовой оборот КИКа менее 2 млн. евро. Это же касается и КИКов, зарегистрированных в странах, с которыми Украина заключила соглашения об избежании двойного налогообложения. Единственное требование, чтобы такая КИК платила корпоративный налог по ставке не ниже 13%.
Не будет подлежать налогообложению прибыль публичных КИК – компаний, чьи акции обращаются на фондовой бирже, и тех КИК, которые занимаются благотворительной деятельностью без распределения прибыли среди учредителей.
Кстати, если собственники иностранных компаний успеют ликвидировать их с 1 января 2020 года до 31 декабря 2021 года, они не будут платить налог с полученного дохода от ликвидации. На них возлагается только уплата 1,5% военного сбора. И правильно – зачем нам агрессивное развитие экспортных отраслей?
Налоги для нерезидентов в Украине - что и почем
Среди других норм, направленных на борьбу с выведением капиталов в оффшоры, – обязательная регистрация в налоговых органах Украины постоянных представительств (ПП) иностранных компаний с 1 января 2022 года. ПП может считаться лицо, представляющее интересы нерезидента и наделенное полномочиями проведения переговоров по существенным условиям сделок, заключения контрактов и т. д. Также признаками ПП является наличие у резидента в Украине офиса, филиала, склада, фабрики или завода.
Читай также: Налоги на недвижимость в Украине: Кому и сколько нужно заплатить
Постоянные представительства должны встать на учет в украинских налоговых органах. Причем, нерезидент обязан зарегистрировать ПП до начала своей деятельности. Невыполнение этого требования фискалы будут расценивать как уклонение от налогообложения, что повлечет за собой принудительную постановку на налоговый учет, проверку, штрафы и доначисление налоговых обязательств.
«Вступают в силу нормы относительно «деловой цели»: налоговые органы могут увеличить финансовый результат на всю сумму товаров/услуг, приобретенных у нерезидентов из низконалоговых юрисдикций или нерезидентов, которые не уплачивают корпоративный налог, если такие операции не имели деловой цели. Правила деловой цели будут применяться и к операциям по начислению роялти в пользу любых нерезидентов», – предупреждает Вороненко Анастасия, адвокат юридической фирмы «Юрлайн».
Это очень грустно: точка зрения налоговика, а не реальный смысл деловых операций будут влиять на налогообложение. Грустно.
Налоги и кассовые аппараты ФОПАм в Украине
Малым предпринимателям тоже не стоит расслабляться: фискализация уже дышит в затылок. В связи с карантином парламент сделал поблажку и перенес внедрение РРО для плательщиков 2–4-й групп единого налога на 2022 год.
Читай также: Налоги в Украине поднимут: Рада поддержала законопроект
В 2021 году применение кассовых аппаратов обязательно только в том случае, если выполняется одно из условий. Во-первых, уже используют РРО СПД, которые предоставляют платные услуги в сфере здравоохранения. Во-вторых, это – предприниматели, продающие ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, предприниматели, торгующие технически сложными товарами (бытовая техника, электроника и т. д.). В-третьих, обязаны применять РРО предприниматели, у которых годовой оборот превышает 220 минимальных зарплат, или 1,32 млн. грн. Для всех остальных час икс наступит 1 января 2022 года.
Можно ли обойтись без кассового аппарата? Да, но перечень исключений очень скудный. Имеют право работать без РРО предприниматели, которые выбрали первую группу единого налога. Их, к счастью, фискализация не затронула вообще. Хотя, возможно, это и временно.
Не нужен РРО и в том случае, если предприниматель принимает все платежи исключительно на свой банковский счет. То есть по безналу. К слову, оплата картой безналом не считается.
Все остальные – будьте добры, обзаведитесь кассовым аппаратом. Правда, нормы действующего законодательства позволяют выбирать между «железными» и программными РРО. Программных решений пока не так много, но они уже существуют. Например, «Е Чек» (стоимость – 1200 грн. в год), «Вчасно.Каса» (стоимость – до 1699 грн. в год), Fondy (тариф – 2,5–2,7% суммы операции).
Читай также: Зеленский подписал закон о "налоге на Google"
Не стоит забывать и о штрафах за нарушения. За продажу товара без применения РРО с 2022 года он составит 100% суммы операции, за повторное такое же нарушение – уже 150%.
В общем, если не удастся сбить эти нововведения, упрощенная система будет ликвидирована.
Сбрасываемся на помощь бюджету
Ну а что с грядущими изменениями в налоговое законодательство? Некоторые из них довольно болезненны. Особенно для бизнеса.
Самый «горячий» законопроект, конечно же, № 5600, который инициировал Кабмин. Его парламент принял в первом чтении в июле, и после этого документ завис на этапе доработки ко второму чтению. Правительство разрабатывало этот законопроект как ресурсный, чтобы увеличить поступления в текущий бюджет. Но итоги первых 8 месяцев показали, что и без него план по поступлениям перевыполняется. Но жмут дальше.
Основные угрозы: повышение рентной платы за пользование недрами, ставок экологического налога (на выбросы двуокиси углерода, на отходы), резкое наращивание ставок акцизного сбора и введение акциза для «зеленой» энергетики; увеличения ставки НДФЛ с 5% до 18% при продаже трех и более квартир в течение года и введение НДС на продажу жилья на первичном рынке.
«Еще этот законопроект предусматривает наложение ареста на активы предприятий до вынесения налогового уведомления-решения; уменьшение максимально допустимого размера участков без уплаты налогов для ведения личного хозяйства с 2 га до 0,5 га; запрет выезда за границу директорам предприятий, которые имеют налоговый долг; взыскание налогового долга без решения суда, если предприниматель признал свои налоговые обязательства», – говорит Игорь Ясько, управляющий партнер юридической компании Winner.
Поговаривают, что эту норму об аресте специально предусмотрели, чтобы по принципу «купи козла – продай козла» продавить все остальное, выдав его за некий компромисс.
Читай также: Налоги при продаже земли в Украине: Кто и сколько должен заплатить
Доработка законопроекта изрядно затянулась из-за того, что к нему подано свыше 11 тыс. поправок. В связи с этим Даниил Гетманцев заявил, что парламент, скорее всего, будет принимать № 5600, голосуя за каждую статью по отдельности.
Что может измениться в законопроекте ко второму чтению? Из возможных поблажек – освобождение от уплаты НДС физлиц, которые на момент вступления в силу закона уже вложили деньги в первичное жилье; применение повышенной ставки НДФЛ при сделках с жильем на вторичном рынке к разнице между стоимостью покупки квартиры и ее последующей продажи (предполагаем, что по документам жилье при перепродаже будет стоить столько же, сколько и при покупке); пересмотр нормы о введении минимального налогового обязательства, в результате которого для владельцев сельхозземли размер налога на землю может вырасти в разы; смягчение нормы, которая запрещает бизнесу переносить на будущие налоговые периоды убытки прошлых лет.