Освободить сотрудников от рутины и переключить их на более важные задачи, снизить операционные издержки и повысить рентабельность в целом. Причем, технологии IoT на самом деле стали не так уж и дороги, как может показаться, и доступны многим предпринимателям.
О чем думает каждый владелец бизнеса, когда экономика уходит в пике, конкуренты дышат в затылок, а клиенты застегивают кошельки на замок? Разумеется, о том, как минимизировать издержки и наращивать выручку.
Читай также: Вакансии на "удаленке" интересуют людей в три раза больше обычной работы
Но парадокс в том, что многие собственники бизнеса сознательно лишают себя дополнительного заработка и не торопятся оптимизировать затратную часть. Почему? Потому что не готовы убрать из многих процессов человеческий фактор. Кто-то считает, что это слишком дорого. Кто-то не разбирается в нюансах технологий, которые позволяют срезать затраты и повысить эффективность бизнеса в целом. И, кстати, повысить качество. Потому что нестабильность человеческого фактора равна нестабильности продукта на выходе.
В итоге сотрудники загружены лишней и порой совсем бесполезной работой, хотя им можно поручить более важные задачи, создающие настоящую добавленную стоимость. Кроме того, предприниматель продолжает терять деньги из-за того, что физически не может повысить качество товара или услуги. Ведь он продолжает делать руками то, что давно можно отдать на откуп умным решениям. И потому не может выставить более жирный ценник и конкурировать с более крупными собратьями.
Как появился интернет вещей
Еще совсем недавно термин «интернет вещей» звучал как очередная высокотехнологичная фишка, которую невозможно применить в реальной жизни. Но прошло буквально несколько лет, и эта технология повсеместно вокруг нас. Любые устройства, которые обмениваются данными, это и есть IoT. Например, холодильник, который напоминает о том, что заканчивается запас молока, или же смартфон, который отслеживает пробки на дорогах и выстраивает наиболее короткий маршрут.
Читай также: Удаленная работа: Преимущества глазами работодателей и сотрудников
Впрочем, изначально IoT задумывался для того, чтобы решать проблемы бизнеса, а не рядовых потребителей. Автором этого термина считается сотрудник Procter&Gamble, который в 1999 году придумал, как улучшить логистику компании. Он предложил внедрить маркировку товаров специальными метками, что значительно ускорило и упростило идентификацию продукции на складе и товарооборот в целом.
Прошло более 20 лет, и благодаря распространению Интернета, а также росту пропускной способности и скорости сетей, в мире обмениваются данными миллиарды устройств. А бизнес смог получить массу выгод от применения технологии IoT. Она позволяет моментально считывать информацию с любых устройств, управлять в режиме онлайн товарными запасами, отслеживать состояние урожая, осуществлять мониторинг автопарка и контролировать подчиненных, где бы они не находились.
Сколько стоит внедрение телематики
В числе самых популярных и, в то же время, доступных по деньгам решений –телематика (межмашинное взаимодействие или М2М). Оно широко используется в логистике, торговле, сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Суть данной технологии заключается в том, что оборудование, будь то вендинговый аппарат или морозильная камера в цеху по переработке рыбы, снабжается модемом. Он, в свою очередь, передает данные на сервер, к которому имеет доступ руководитель компании либо же специалист, ответственный за конкретный участок производства.
Читай также: В Украине существенно укрепился рынок почтовой логистики
Это нужно для мониторинга состояния оборудования, отслеживания внештатных ситуаций и неисправностей. Скажем, в вендинговом автомате закончилась вода или запас кофе, к нему выезжает сотрудник, который загружает в аппарат сырье. И не нужно держать армию подчиненных, которые каждый день будут объезжать все автоматы и проверять их работоспособность.
Более того, с помощью телематики можно не только получать сигналы с оборудования в одностороннем порядке, но и при наличии технических ресурсов и программного обеспечения удаленно управлять некоторыми процессами. Допустим, менять температурный режим в морозильной или сушильной камере, чтобы избежать ситуаций, которые могут привести к порче продукции. А значит, уровень брака тоже будет значительно ниже.
Читай также: Крупнейший производитель чипов оштрафован на 853 миллиона
Внедрение телематики не требует огромных вложений. Необходимо снабдить оборудование промышленными GSM/GPRS-модемами, которые могут поддерживать не только бесперебойную передачу данных, но и удаленный контроль, управление производственными процессами. Стоимость одного такого модема составляет 50–70 долл.
Для сбора данных с объектов необходим стабильный канал связи. Его обеспечивают мобильные операторы, у которых есть специальные тарифы для телематики (М2М). Минимальный тарифный пакет для этих целей стоит 15–25 грн. в месяц. В него будет включено до 200–250 Мб Интернета, до 50 sms-сообщений и до 50 минут – передача данных в формате CSD внутри сети оператора (аналог голосовых GSM-вызовов для оборудования). Тариф стоимостью 200–250 грн. обеспечит до 15 Гб интернет-трафика, до 400 sms и порядка 4 тыс. минут для звонков в пределах сети.
Читай также: Microsoft инвестирует в Украину 500 млн долларов - Минцифры
Итого, чтобы объединить в М2М-сеть несколько устройств, будет достаточно бюджета в пределах 1 тыс. долл. Хотя если парк оборудования разрастется, то вложения будут несоизмеримо выше. В том числе за счет того, что придется приобретать или арендовать отдельный сервер для обработки данных.
Телематики и GPS-мониторинг: Как это работает
Одно из ответвлений телематики – GPS-мониторинг. Он предполагает слежение за движущимися объектами. Чаще всего такой вид мониторинга востребован в логистике и доставке, в АПК. Идея в том, что руководитель или собственник бизнеса может в режиме онлайн следить за тем, как работает комбайн, по какому маршруту движутся грузовики и насколько пунктуальны курьеры.
Читай также: Электрокары, GPS и wi-fi: как открыть свой таксопарк и сделать его прибыльным
GPS-трекинг позволяет повысить эффективность работы техники в полях (в том числе, за счет прописанных заранее алгоритмов обработки почвы, посева урожая и т. д.), оптимизировать и удешевить грузоперевозки, повысить продуктивность труда.
Затраты на организацию GPS-мониторинга вполне посильные. Для сотрудников трекинг можно организовать через смартфоны и установку соответствующего приложения. Для техники – чуть сложнее. Придется раскошелиться на систему мониторинга и навигации, стоимость которой колеблется в пределах 700–1000 долл., и организовать централизованный сбор данных с этих устройств. Но сумма будет по плечу даже небольшому по масштабу бизнесу.
RFID-метки для работы склада
В логистике, и особенно в складском бизнесе, по-прежнему широко используются те самые RFID-метки, с которых, по сути, и начинался IoT. Принцип такой системы довольно прост: продукция, которая находится на складе, маркируется метками, они являются микрочипами, на которых записана информация о товаре. По этим меткам с помощью считывателей (они могут быть как стационарными, так и мобильными) можно отслеживать движение всех товаров на складе, их отгрузку, проводить инвентаризацию и т. д.
Как это происходит. Оператору склада нужно рассортировать продукцию по стеллажам. Для этого кладовщик берет документы (накладные, платежные поручения) в руки, садится в погрузчик, загружает в него палету с товаром и ищет место, которое она должна занять. При наличии RFID-меток система сама подсказывает, куда поместить товар: она выводит на экран, установленный в кабине погрузчика, номер ячейки хранения. Кроме того, когда погрузчик подъезжает с палетой к стеллажу, система сканирует метку на полке и предупреждает кладовщика, если он хочет поместить груз, которому там не место.
Читай также: Электронные трудовые книжки: Плюсы и минусы нововведения
Технология RFID помогает комплектовать заказы. Оператор считывает метки всех товаров, а система сверяет полученный список с листом комплектации, показывает позиции, которые нужно добавить либо убрать.
Наличие RFID-меток станет отличным подспорьем как при отгрузке товаров со склада, так и при их приеме. Система сводит до минимума ситуации, при которых товар отправляется не к тому адресату, или по какой-то причине остается на складе.
Какие еще преимущества дает использование RFID-меток? Снижение потребности в сотрудниках (то, что раньше делали двое-трое, теперь может делать один), упреждение воровства товара и пересортицы, увеличение скорости доставки, оптимизацию логистики. И, что очень важно – контроль остаточных сроков годности в товарных запасах.
Читай также: В "Дію" добавили свидетельство о рождении, оплату долгов и штрафов
Кстати, RFID вполне применимы и для контроля персонала. Электронные ключи, которые дают сотрудникам доступ в офисное здание или помещение, это ведь те же метки, которые содержат данные о каждом работнике, и по ним можно определить, когда он пришел на работу и ушел домой, как часто покидал офис в течение дня и т. д. С такой информацией гораздо проще организовать кадровый учет и отслеживать эффективность персонала.
Сами по себе метки – продукт копеечный. Но вот организация системы, в которую входят считыватели меток, оборудование со специализированным ПО, интеграция с бухгалтерским и управленческим учетом, стоит недешево. И затраты на подобный проект могут исчисляться десятками тысяч долларов.
Умные датчики и сенсоры для автоматизации бизнес-процессов
Как проверить концентрацию удобрений в грунте или температуру, при которой хранится готовая продукция либо сырье? Для этого подойдут умные датчики и сенсоры, которые собирают определенный массив данных и затем передают их для дальнейшей обработки.
Все эти датчики – один из компонентов системы автоматизации бизнес-процессов. И они выполняют конкретный набор задач. Это может быть измерение кислотности почвы, ее влажности, температуры окружающей среды или температуры животных, состава комбикормов, кислотности пищевых продуктов, содержания кислорода при производстве медицинских препаратов либо же уровня топлива в транспортных средствах.
Сценариев использования датчиков – масса. Главная цель – получить с их помощью некие вводные, на основании которых можно будет принять решение. Увеличить концентрацию удобрений на поле либо же изменить рецептуру при производстве кондитерских изделий.
Смысл в том, что использование умных сенсоров значительно повышает скорость обработки данных и реагирования на непредвиденные ситуации, а также позволяет аккумулировать ту самую big data, которая в перспективе может принести огромную пользу. Например, фермер, с учетом информации, которую он регулярно получает с поля, сможет грамотно составить график посева и сбора урожая, а логист в транспортном предприятии на основании графика потребления топлива спланирует оптимальный маршрут для перевозчиков.
В эту же экосистему входят и дроны. Их примерно с десяток лет активно используют в разных сферах бизнеса. Для картографирования полей, для орошения, для съемки промышленных объектов, в доставке, в охранных целях и т. д. Сам дрон – это всего лишь базовая платформа-носитель, на которую можно навешивать массу разных опций и расширять функционал для бесконечности. В том числе закладывать программы и алгоритмы работы на основании тех данных, которые получены с датчиков. Огромное преимущество беспилотников в том, что они могут заменить человека во многих ситуациях и выполнить работу лучше его. Начиная с обработки урожая ядохимикатами и заканчивая георазведкой.
Создание системы умных датчиков и беспилотников – удовольствие не из дешевых. Но удобно то, что ее можно масштабировать постепенно, и начать с минимальных вложений в несколько тысяч долларов, а уже по необходимости наращивать ее возможности. К тому же, оборудование вполне можно выбрать по карману. Интеллектуальные датчики стоят от 20–30 долл. до 2–3 тыс. долл., дроны – от 3–5 тыс. долл. до 15–20 тыс. долл.
Интеграция бизнеса с IoT с привязкой к ERP-системе
Чтобы интеграция бизнеса с IoT была предельно полноценной, необходима привязка к единой ERP-системе. Речь о программном обеспечении, то есть комплексной автоматизациию большинства процессов на предприятии. Это и продажи, и маркетинг, и бухгалтерия, и складской учет с логистикой, кадровый учет и бюджетирование.
Какую пользу может принести ERP на практике? Проводит сотрудник на складе инвентаризацию. С помощью ручного сенсора он считывает метки с продукции, которая там хранится. И информация о товарных остатках (запасах) моментально попадает в бухгалтерию. В вендинговых автоматах закончилась продукция. По каналу М2М они сигнализируют об этом на центральный сервер, откуда данные попадают в ERP и сервисную службу, которая дает разнарядку сотрудникам пополнить запасы аппаратов.
Сценариев – масса, но суть не меняется: с помощью комплексной системы управления многие ежедневные операции можно организовать проще и быстрее.
Кстати, заявления о том, что ERP – только для большого бизнеса, это – стереотип и заблуждение. Да, есть дорогостоящие системы, покупка, внедрение и поддержка которых может стоить как 5–10 тыс. долл., так и 200–500 тыс. долл. Но есть и варианты для малого и среднего бизнеса, это SaaS-решения, то есть облачные. Все программное обеспечение находится на сервере поставщика услуг (в «облаке»), который занимается его поддержкой и обновлением. Доступ к ERP осуществляется через браузер либо мобильное приложение на смартфоне или планшете. Пользователь платит только абонплату, которая редко превышает 400–500 долл. в год, и пользуется всеми возможностями системы.
Светлана Шмелева
Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.