Депутат Украины из фракции Народной партии Валерий Баранов заявил, что в проекте нового Жилищного кодекса не будет никакого вреда для обычных украинцев. Более того, нардеп считает, что те, кто видят в Жилищном кодексе угрозу, кто возмущается введением новшества, просто не читали этот проект.
"Деньги" решили узнать у эксперта, который точно читал проект нового Жилищного кодекса, существуют ли какие-либо "подводные камни" в новом документе. На вопрос ответила Ирина Бугера , юрист отдела по вопросам недвижимости, строительства и земельного права юридической компании «ЮСТИКОН»:
"Ни у кого не вызывает сомнений, что Жилищный кодекс УССР 1983 года значительно устарел и многие его положения требуют пересмотра и замены. Проект Жилищного кодекса, подготовленный ко второму чтению, является одним из самых обсуждаемых законопроектов за последнее время, поскольку затрагивает интересы очень широкого круга лиц. Не смотря на то, что в целом попытки реформирования жилищного законодательства отображают позитивные тенденции, проект Жилищного кодекса содержит ряд нововведений, которые являются спорными, к примеру:
- квартиры коммунального и государственного жилищного фонда больше не будут передаваться в бессрочное пользование, договор найма квартиры теперь должен заключаться на определенный установленный срок;
- вводится пеня в размере 0,1 процента от суммы задолженности за каждый день просрочки в случае несвоевременной оплаты за жилищно-коммунальные услуги нанимателем или собственником жилых помещений;
- предусмотрен порядок принудительного выселения из жилья, приобретенного в кредит, в случае невозвращения кредита;
- право на приватизацию жилья будут теперь иметь лишь те граждане, которые пользуются жилыми помещениями в домах государственного и коммунального жилых фондов общего предназначения, построенных и введенных в эксплуатацию до вступления в силу Кодекса. При этом не подлежит приватизации: жилье, полученное гражданами в пользование после вступления в силу Кодекса, служебное жилье, жилые помещения в общежитиях и другие.
- если у граждан есть жилье в частной собственности, но они находятся на жилищном учете и получили жилье с государственного или коммунального жилого фонда на всех членов семьи (в расчете 13,65 квадратных метра на человека), они обязаны передать жилье, которое находится у них в частной собственности, бесплатно органу, который проводит улучшение жилищных условий"
На этом неоднозначные пункты не заканчиваются, эксперт добавила: "Так же неоднозначно урегулирован вопрос управления жильем.
Владельцы (совладельцы) многоквартирного дома могут выбрать один из двух способов управления жильем:
1) непосредственное управление, к примеру, путем создания объединения совладельцев многоквартирного дома (далее – ОСМД);
2) делегирование функций по управлению исполнителям – специально созданным для этих целей компаниям, которые будут предоставлять услуги по управлению жильем по договору.
При этом управляющий, в независимости от того будет это специализированная управляющая компания или ОСМД, должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным Кабинетом Министров Украины. Вопрос о соответствии будет решаться на основании следующих критериев: кадровое обеспечение персоналом, финансовая способность, наличие инвестиционного потенциала управляющего, наличие нормативно-правовых актов и нормативно-технической документации, необходимой для управления жильем, технологические требования к материально-технической базе.
Сложно представить, что ОСМД смогут соответствовать таким требованиям и конкурировать со специализированными компаниями, выполняющими эти услуги на профессиональном уровне.
К тому же, если в течение года после вступления в силу Кодекса владельцами (совладельцами) не было принято решение о способе управления многоквартирным домом, или если принятые решения не соответствуют требованиям законодательства, права и обязанности по принятию такого решения переходят к органу местного самоуправления, на территории которого размещен такой дом. Таким образом, если жильцы не создадут ОСМД или не определяться с управляющие компанией, такая компания будет принудительно назначена органом местного самоуправления.
Таким образом, с одной стороны проект Жилищного кодекса предоставляет относительную свободу владельцам (совладельцам) многоквартирного дома в выборе способа управления домом, но с другой стороны предусмотрено много условий и ограничений, которые на практике могут помешать владельцам (совладельцем) полностью реализовывать свое право," - резюмирует Ирина Бугера.
По материалам /