Молодой предприниматель из Киева Максим Давиденко решил попробовать себя в мебельном бизнесе всего два года назад. До этого Максим занимался сборкой мебели на небольшом предприятии, работая у своего товарища. Весь процесс производства был сложным и трудоемким. Например, так как своего оборудования для этого не было, запчасти изготавливали подрядчики. После этого комплектующие поставлялись в сборочный цех, и Максим завершал сборку.
Проработав несколько месяцев, будущий предприниматель понял, что эта работа доставляет ему удовольствие и вполне может перерасти в самостоятельный бизнес. А последующие события только подтолкнули к реализации этой идеи. «Однажды мой товарищ принял очень много заказов и попросту не смог с ними справиться. Поэтому я решил ему помочь, полностью взяв нескольких клиентов на себя», – вспоминает Максим Давиденко. По сути, это и стало отправной точкой создания собственной мебельной студии NestandArt, которая появилась в 2012 году.
От «коленки» до цеха
Для того чтобы начать работу, Максиму хватило регистрации частного предпринимателя и выбора упрощенной системы налогообложения, 2-й группы единого налога. Самое интересное, первоначальных вложений в бизнес почти не было. Найдя партнера-помощника, Максим выстроил схему следующим образом: он работал с подрядчиками, которые обеспечивали необходимыми комплектующими, нарезали ДСП по лекалам, а на себя предприниматель брал лишь сборку мебели.
Однако понимая, что долго работать по такой «кустарной» схеме не удастся, партнеры решили обзавестись минимальным количеством оборудования. «К тому же иногда подрядчики могли ошибиться в замере, из-за чего приходилось что-то подрезать, укорачивать. И на это уходило много времени. Поэтому мы собрали необходимые деньги и приобрели порезочный, поклеечный и присадочный станки. Они были не новыми, но в очень хорошем состоянии. На все это понадобилось 60 тыс. грн.», – рассказывает Максим.
Второй задачей стала аренда нормального помещения, где нужно было разместить все оборудование и наладить производство. Предприниматель задался целью найти цех где-нибудь вдалеке от жилой зоны, чтобы не платить чрезмерных арендных платежей, и заниматься сборкой, не тревожа окружающих жителей.
Поставщиков материалов и фурнитуры выбирали долго. «Посредники и их продукция играют очень большую роль в качестве конечного товара. Мы остановились на ТМ «ВиЯр», – говорит основатель NestandArt.
Когда появился постоянный поток клиентов, нужно было совершенствовать работу. В первую очередь, больше обратить внимание на индивидуальность. Ведь одно дело сделать кухонный стол или пенал. Но совсем другое – обставить спальню, гостиную, детскую или оборудовать офис. Безусловно, Максим осознавал, что это будет непростая работа, требующая вкуса и дизайнерских навыков. Поэтому решил взять в штат дизайнера, который будет разрабатывать проекты и макеты, а также технолога. «Очень повезло, что не пришлось тратить на поиски много времени. И эти люди до сих пор в нашей команде», – отмечает Максим.
Правильная мотивация
Помимо основного штата есть и те, кто работает удаленно. «Например, это редактор сайта, который занимается его совершенствованием и продвижением. Также есть контент-менеджеры, отвечающие за раскрутку в социальных сетях. Все они – фрилансеры», – делится опытом предприниматель. Но эти люди не связаны непосредственно с производством, в то время как с подбором специалистов, вовлеченных в процесс сборки, нередко возникают трудности и не очень приятные «сюрпризы». «Сборщики – это самая большая проблема. Иногда человек может быть пьяницей, иногда просто разгильдяем, исчезая без причины и объяснений. Или куда хуже, попросту халатно относится к сборке. Поэтому подыскать хороших специалистов очень трудно», – сетует Максим Давиденко. Предприниматель придерживается мнения, что штрафовать за плохую работу – не выход. Лучше мотивировать людей на качественное выполнение своих обязательств и премировать их. «Да, и для сотрудников в компании установлен «сухой закон». Употреблять алкоголь в рабочее время строго запрещено, и нарушение этого правила сурово карается», – рассказывает Максим.
Показать себя
«Самый хороший способ продвижения любого бизнеса давно известен – «сарафанное радио» или так называемые «теплые контакты». Это те довольные заказчики, которые рекомендуют знакомым заказывать у нас. Также мы активно занимаемся СЕО-продвижением и уделяем большое внимание социальным сетям – Вконтакте и Фейсбуку», – делится опытом Максим Давиденко. Также важно постоянно работать с досками объявлений, такими как Slando, Aviso и пр. Они тоже дают эффект, уверен Максим.
Немаловажную роль играют специализированные мебельные форумы и форумы по недвижимости. Они помогают понять, кем довольны клиенты, а на кого жалуются. Какие претензии высказывают и кого рекомендуют обходить стороной. От печатной рекламы предприниматель тоже не отказывается и уверяет, что раскладывание «рекламок» в почтовые ящики, особенно новостроек, все еще работает и приводит клиентов.
Максим говорит, что для достижения успеха в мебельном, как и любом другом бизнесе, нужно соблюдать простые правила, которые уберегут от ошибок. Первое – это уважение к клиенту и его времени. Обязательное внимание к каждой детали и мелочи, четкое соблюдение дедлайнов. Ведь один недовольный клиент – это 12 потерянных новых. Второе – это одинаковые цены для любого заказчика. Будь он житель «хрущевки» или новомодной высотки. Ведь иногда мебельщики одну и ту же продукцию продают по разным ценам, в зависимости от дохода заказчика. Третье – готовность работать практически круглые сутки, особенно на первых порах. «Например, когда я начинал свое дело, работал с 6 утра до 12 ночи. И теперь понимаю, что не зря», – резюмирует предприниматель.
Кроме того, по мнению Максима, очень важно выстроить взаимоотношения с клиентами так, чтобы они не боялись давать задаток, были уверены в ответственном подходе к исполнению заказа. Кстати, соучредитель NestandArt уверяет, что основу его бизнеса составляют индивидуальные заказчики, в то время как на крупных клиентов особенно рассчитывать не стоит. «В то же время рядовые покупатели достаточно придирчивы. Чтобы бизнес оставался на плаву, ассортимент должен быть разнообразным, качество – высоким, а цены – приемлемыми. Но и работать в убыток тоже нельзя, поэтому нужно ориентироваться на наценку 30–50%», – рекомендует предприниматель.
Возможный план создания бизнеса по производству мебели
Статья расходов | Сумма, тыс. грн. |
РАЗОВЫЕ ЗАТРАТЫ, грн. |
|
Оборудование и расходные материалы: |
|
покупка деревообрабатывающего оборудования | 60 |
сайт и его продвижение | 10 |
создание и раскрутка групп в Вконтакте и Фейсбуке | 2 |
регистрация СПД и сопутствующие затраты | 1 |
ИТОГО стартовых затрат | 73 |
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЗАТРАТЫ | |
Обязательные платежи: | |
размещение платных объявлений | 5 |
СЕО-продвижение | 2 |
электроэнергия | 5 |
Интернет | 0,1 |
аренда производственного помещения | 3,5 |
налоги | 1,4 |
Зарплата: | |
4 сборщика | 20 |
технолог | 5 |
дизайнер | 5 |
гонорары контент-менеджерам | 2 |
владельцы бизнеса | 10 |
ИТОГО В МЕСЯЦ | 65 |
ИТОГО ЗА первый ГОД, включая стартовые затраты | 853 |
ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО* | 70 |
ИТОГО ДОХОДОВ В ГОД | 840 |
* При условии, что компания получает в месяц не менее 5–7 заказов на сумму 10–14 тыс. грн. (без учета покупных материалов).