Полтора года до прилива - результаты конференции

Полтора года до прилива - результаты конференции

Из всего аграрного бизнеса больше всего беспокойства о своей судьбе высказывают производители молока и молочных продуктов. Недавняя «сырная блокада», объявленная РФ, точно указала украинскому молочно-сырному бизнесу его место во внешнеторговых раскладах. Перспектива отмена квот на производство молока в ЕС тоже не сулит ничего сладкого ни украинским производителям молочного сырья, ни готовой продукции. О состоянии, перспективах, экспортном потенциале, новых возможностях для развития молочного рынка эксперты говорили на конференции «Повышение рентабельности производства и экспорта молочной продукции», которую организовал журнал «Деньги».

Цена имеет значение

О нынешней ситуации рассказала начальник отдела развития животноводства департамента животноводства МинАПК Украины Ирина Ментю. По ее словам, по итогам года производство молока составит 11,2 млн. тонн, импорт – около 400 тыс. тонн, а экспорт – 780 тыс. тонн. Официальная статистика гласит о том, что украинцы потребляют меньше молока, чем необходимо: 219 кг в год на душу населения, что гораздо меньше рациональной нормы в 380 кг. Казалось бы, ничего хорошего. Но с другой стороны – есть куда расти внутреннему рынку.

«Потенциал 266 молокоперерабатывающих предприятий при работе в одну смену равен 12 млн. тонн молока. Но в последние годы этот потенциал явно не востребован: фактическая переработка колеблется в районе 4,7–6,2 млн. тонн, прогноз на конец этого года – 4,75 млн. тонн», – отметила в ходе конференции Ирина Ментю. По ее словам, средняя закупочная цена на молоко первого сорта (произведенное в промышленных условиях) на 15 ноября составляла 3883 грн. за 1000 кг, второго сорта (от населения, мелких хозяйств) – 2593 грн. При этом закупочные цены за год выросли на 22% и на 12% соответственно.

На рынке прослеживается тенденция к увеличению закупок сырья у промышленного производителя: она составляет более 50%, тогда как доля населения за год уменьшилась с 44% до 41%. Это при том, что из всего поголовья коров в 2,5 млн. сельхозпредприятия владеют лишь пятой частью (500 тыс.). То есть налицо вытеснение мелких производителей промышленными компаниями, производящими молоко по современным технологиям и десятками тонн в сутки. Не секрет также, что крупному производителю проще выполнять те жесткие требования, которые предъявляют к качеству сырья крупные переработчики.

Расти бизнесу по производству молокопродуктов и сыра мешают высокие цены на сырье и его низкое качество, так утверждают эксперты.

Руководитель компании «Брусилов продукт» Александр Школьников утверждает, что стоимость отечественного сырья для молокозаводов сегодня составляет около 5 грн. за кг, в то время как в странах ЕС она почти в двое ниже. При этом на рынке наблюдается дефицит сырья. «Мы платим за молоко 5 грн. плюс-минус 20 коп. А наши партнеры из Европы – 23 евроцента. Мы вынуждены собирать это молоко в радиусе 200 км. Приходится также покупать его у населения. У мелких производителей даже речи не может быть о доильных аппаратах, племенном поголовье», – рассказал в ходе конференции Александр Школьников. Выходом из такой ситуации г-н Школьников считает создание биржи молока, где переработчики смогли бы найти интересующее их сырье по приемлемой цене и надлежащего качества.

Представить себе торги сырым молоком затруднительно. Хотя примеры биржевой торговли сухим молоком и сливочным маслом известны.  

Генеральный директор Центра повышения эффективности в животноводстве Николай Бабенко тоже уверен: будущее в вопросе обеспечения сырьем молокоперерабатывающих предприятий не за домохозяйствами, а за крупными молочными предприятиями. «Потенциал производства находится на ферме. Он составляет фактически 100% по отношению к существующему объему производства молока. Но при условии существенного увеличения продуктивности», – считает г-н Бабенко. Директор (надо уточнить должность) Тернопольского молокозавода Юрий Волошин согласен с экспертами рынка. Он уверен, что будущее – за крупнотоварными молочными хозяйствами.

«Частные хозяйства держат в основном люди преклонного возраста, и они, к сожалению, уходят, а с ними и поголовье КРС. Выход один – наращивание крупнотоварного производства. А там развитие возможно лишь при условии доступа к длинным деньгам. Построить современную ферму на 1000 голов, включая расходы на площади под обеспечение кормовой базы, обойдется в 10 млн. евро. Для конкуренции с Европой нужны длинные кредиты хотя бы под 6–7%», – настаивает г-н Волошин. Чтобы фермеры смогли получить инвестиционные кредиты на таких условиях, государство должно позаботиться о программе частичной компенсации процентов по займам. Но пока, увы, речь о такой программе не идет.

Европа, нормы и… коровы

По мнению представителей молочного бизнеса, сейчас основным препятствием на пути украинского молока в Европу является несогласованность ветеринарных норм Украины с нормами ЕС. «Даже если бы у нас все было уже готово, мы не смогли бы начать экспорт, поскольку нормы не согласованы, в отличие, например, от продукции птицеводства», – отмечает Юрий Волошин. Николай Бабенко полагает, что при существующей цене на сырье в 5 грн. за кг инвесторы просто не станут вкладывать деньги в приведение производств к европейским стандартам, и поэтому нужно снижать себестоимость молока. «Если мы не видим прибыли при цене на молоко в 5 грн. на ферме, то какими бы ни были кредиты, капитал в этот сегмент не придет», – уверен г-н Бабенко. В то же время он отметил, что и крупные производители молока – фермы – даже при нынешних ценах на корма, уровне зарплат, стоимости энергоносителей имеют возможность работать, показывая соотношение расходов к выручке на уровне 1:2.

Следовательно, чтобы увеличить сбыт, нужно удешевить продукцию. Это невозможно из-за дороговизны сырья. Сырье стать дешевле не может по причине высоких затрат на производство молока. Есть ли выход? Специалисты молочного рынка утверждают, что есть, и даже два. Это – наряду с развитием крупных ферм – еще и создание кооперативов, то есть объединений мелких производителей молока.

«Кооператив сегодня – единственный разумный путь. Вокруг перерабатывающего предприятия скапливаются производители молока. Они являются акционерами предприятия и владеют 65–70% собственности всего кооператива», – считает г-н Школьников. К слову, кооперативы в Украине есть, просто сформированы они несколько иначе. Глава сельскохозяйственного производственного кооператива «Молоко-Країна» Татьяна Панцюк рассказала, что в нем состоят более 20 тыс. владельцев коров, они содержат 27 тыс. голов КРС в 130 районах 19 областей страны. То есть речь идет о частных хозяйствах, владеющих одной-двумя коровами почти по всей Украине. Г-жа Панцюк не согласна с переработчиками молока относительно тезиса о низком качестве такой продукции. «Сколько бы ни говорили, что это молоко – некачественное, но, поверьте, как и сто лет назад, коровка Зорька на селе остается кормилицей. И хозяйка следит, чтобы и коровка была чистой, и вымя у нее помытое. Нельзя все валить на население!», – утверждает Татьяна Панцюк. Впрочем, глава кооператива говорит, что уровень механизации частных хозяйств (оснащение доильными аппаратами) даже в кооперативах, которые дают беспроцентные кредиты на доильные аппараты, остается низким, а возраст членов кооператива – в основном более 50 лет (60%).

Не в последнюю очередь именно преклонным возрастом большинства кооператоров обусловлен тот факт, что в каждом хозяйстве не более 1–2 коров (6 и больше голов держат всего 70 человек из 20 тысяч), а это значительно увеличивает себестоимость продукции.

Отечественное молочное сырье дорого и, увы, низкого качества, поэтому переработчики говорят, что рассматривают возможность покупки его за рубежом. Даже с учетом всех платежей на границе такое сырье все равно получается дешевле. «По крайней мере, для западно-украинских предприятий это реально. Даже если границы с ЕС не откроют, нам будет выгодно», – считает Юрий Волошин. Александр Школьников также уверен, что нехватку молока в Украине можно компенсировать импортом и привлечением иностранных инвесторов, развивающих крупные фермы.

Ирина Ментю: «За год цена тонны молока 1 сорта выросла на 22%, 2 сорта – на 12%»

Александр Школьников: «Мы вынуждены собирать молоко в радиусе 200 км. Покупать его у населения»

Николай Бабенко: «При существующей цене на сырье инвесторы просто не станут вкладывать деньги в приведение производств к европейским стандартам»

Юрий Волошин: «Выход один – наращивание крупнотоварного производства. А там развитие возможно лишь при условии доступа к длинным деньгам»

Татьяна Панцюк: «Уровень механизации частных хозяйств (оснащение доильными аппаратами) остается низким»



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK