На мировых рынках нефти и газа наблюдается усиление конкуренции. США увеличивают добычу сланцевой нефти, наращивают мощность инфраструктуры и посредством санкций борются за новые торговые соглашения. Например, 20 августа котировки нефти начали расти на фоне последних новостей о перспективах торговых отношений США и Китая. Вполне вероятно, что одним из пунктов торгового соглашения станет договоренность о поставке сланцевой нефти из США на азиатский рынок. Такой шаг выглядит логичным на фоне введенных в июле санкций относительно китайской компании Zhuhai Zenrong Co, которая импортирует иранскую нефть.
Саудовская Аравия сохраняет свою геополитическую позицию, поддерживает США и обвиняет Иран в злоупотребленииях и агрессивной политике. Зато Иран выбрал жесткие методы борьбы за место на мировом рынке нефти и прибегал к атакам на танкеры в Персидском заливе. Но такая стратегия оказалась безрезультативной.
2020 год может существенно изменить мировой рынок нефти за счет незначительного роста спроса на черное золото и стремительного роста добычи государствами, которые не входят в состав организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Главным драйвером таких изменений станут США. Они за счет сланцевой нефти получат 70% избытка, который будет добыт в странах, не входящих в ОПЕК.
Читай также: Монополист Ринат Ахметов: Чем владеет самый богатый украинский олигарх
Во втором квартале 2020 года, после завершения ограничений ОПЕК+, ситуацию попытается сбалансировать Россия за счет увеличения объемов собственной добычи. Но даже в условиях сегодняшних ограничений российские экспортеры получают достаточную прибыль. Санкции, введенные президентом США Дональдом Трампом относительно Ирана и Венесуэлы, спровоцировали дефицит сернистой нефти, экспортируемой в эти две страны, которая по своему составу похожа на нефть из РФ. Это привело к росту спроса на российскую смесь сырой нефти.
Подобная ситуация будет способствовать нагнетанию еще большей геополитической напряженности на мировом рынке нефти. Но существенных изменений нефтяных котировок не произойдет. Напротив, средняя цена нефти, которая сейчас составляет 60 долл./барр., в 2020 году должна упасть до 57,5 долл. и до 54,5 долл. в 2021 году. После этого котировки временно застынут вследствие усиления мер по борьбе с изменением климата.
Украина, скорее всего, выиграет от такой конъюнктуры на мировых рынках. Ведь снижение стоимости нефти, изменение стратегии крупных игроков способствуют переформатированию рынка за счет поступления “черного золота“ из новых источников. Уже сегодня мы видим, что на украинский рынок только за два последних месяца попало две партии нефти из штатов. Следует ожидать, что интенсивность поставок будет только расти, и вместо одного танкера в месяц украинские порты будут принимать два и более. На сегодняшний день сланцевая нефть из месторождений США дешевле, чем нефть европейской марки Brent. Также альтернативой может стать нефть с Ближнего Востока. Саудовская Аравия недавно снизила цены для покупателей в Европе.
Предложение сейчас превышает спрос, поэтому Украина имеет возможность выбрать выгодного поставщика, загрузить работой морские терминалы, железнодорожную инфраструктуру и потенциально восстановить работу Одесского НПЗ. Все это открывает новые экономические возможности для развития южного региона страны.
Напомню, что с 1 июня 2019 года в РФ вступил в силу запрет на экспорт нефти и нефтепродуктов, каменного угля, кокса и других видов топлива в Украину. Но время показало, что подобные санкции со стороны Москвы никак не повлияли на нашу экономику. Зато данной ситуацией воспользовалась Беларусь, для которой украинский рынок благодаря удобной логистике и возможности беспошлинно ввозить нефтепродукты по-прежнему остается одним из самых высокодоходных. Только вот увеличить поставки беларусских нефтепродуктов без наращивания импорта российской нефти будет крайне сложно.
Читай также: Золото и нефть: Какие цены ожидаются в августе
Как ответ на расширение российских экономических санкций, Украина ввела спецпошлины на импорт дизтоплива и сжиженного газа. Такая пошлина, в случае поставок дизельного топлива, сняла сверхрыночную маржу трейдера, который импортировал ресурс по трубопроводу. Таким образом, были созданы равные условия для всех поставщиков, и на это сразу же отреагировал рынок: цены на дизтопливо опустились до уровня 2017 года.
По оперативной информации, за первую декаду августа поставка нефтепродуктов из Беларуси в Украину выросла на 13,5%, а импорт дизельного топлива из Литвы увеличился на 32%.
Цифры в очередной раз доказывают, что конкуренция за рынки сбыта существует, и потребитель имеет право выбирать. Главное – создать прозрачные и равные условия для всех.
Напомним, нефти мешает конфликт между США и КНР.
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook
Смотри также - 120 млн тонн: запасы нефти в Украине и почему ее не добывают