Вячеслав Черкашин: Сезон охоты открыт

Вячеслав Черкашин, старший аналитик Института социально- экономической трансформации (ISET) – о реальной сути законопроектов № 1210 и № 1210-1.
Вячеслав Черкашин: Сезон охоты открыт

Адам Смит – автор исследования о природе и причинах богатства народов, ставшего “Библией свободного рынка“ современного мира, более двух веков назад в доступной форме изложил четыре принципа налогообложения:

- принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

- принцип определенности, требующий чтобы сумма, способ и время платежа были точно и заранее известны плательщику;

Читай также: Как прошел инвестиционный форум в Мариуполе

- принцип удобства, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые предоставляют наибольшее удобство для налогоплательщика;

- принцип экономии, который заключается в сокращении издержек взимания налога (рационализации системы сбора налогов), дабы не создавать “армию чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог“.

Но, к большому сожалению, нынешние творцы налоговой политики Украины либо не утруждали себя прочтением “классики жанра“, либо искренне заблуждаются в том, что обладают компетенцией, опытом и знаниями, которые позволяют грубо игнорировать указанные постулаты. Речь о законопроекте 1210-1 от 19 сентября 2019 года, уже традиционно внесенном (как альтернатива) одним из представителей партии “Слуга народа“ в ответ на справедливый шквал критики со стороны бизнес-сообщества и экспертной среды на более раннюю версию фискального кошмара под №1210.

Читай также: От редактора: Деньги, дорого, ненадолго

Кипучая деятельность рабочих групп в недрах профильного комитета Верховной рады по доработке проектов №1210 и №1210-1 вылилась в незначительные, фасадные улучшения, не меняющие “полулюдоедской“ сути обоих документов. По-прежнему, в следующем году украинских налогоплательщиков ожидают тектонические изменения налогового ландшафта, способные кардинально повлиять на условия ведения бизнеса в стране. Изменения коснутся всех – от рядового налогоплательщика до крупного инвестора, от больших компаний до малого бизнеса.

Остановимся на ключевых ингредиентах сего творения фискальной мысли:

I. Под флагами выполнения международных обязательств Украины в рамках глобальной инициативы OECD/G20 BEPS и Соглашения об Ассоциации с ЕС, а также борьбы с офшорами и олигархами внедряются:

  •  нормы о постоянных представительствах (ПП)

начало “охотничьего сезона“ на незарегистрированные ПП. Под ударом юристы, аудиторы, консультанты, финансисты и прочие специалисты, работающие на иностранную компанию в Украине. Любые подозрения на осуществление этими лицами незарегистрированной деятельности в интересах нерезидента, позволяют налоговому органу:

- начать внеплановую документальную проверку нерезидента;

Читай также: Нардепы приняли проект госбюджета на 2020 год ко второму чтению

- оформить акт проверки и принять налоговое уведомление-решение со штрафами и санкциями вплоть до административного ареста имущества нерезидента;

- принудительно, на основании лишь акта проверки и без его волеизъявления, взять его на налоговый учет со всеми прелестями украинского налогового и уголовного законодательства.

  • внедрение правила контролируемой иностранной компании (controlled foreign company rule или сокращенно КИК)

взимания налога с нераспределенной прибыли иностранных компаний, которые контролируются/управляются резидентами Украины (как физическими, так и юридическими лицами). На первый взгляд – дело хорошее дело, но вот незадача:

во-первых, исследование специалистов ОЭСР установило, что правило КИК, как правило (простите за тавтологию), непосредственно не приносит существенного роста налоговых поступлений и, в основном, применяется как дополнительная сдерживающая мера, то есть носит профилактический характер в рамках комплексного плана действий;

во-вторых, часть состоятельных граждан посчитает нужным изменить свою резидентность (начать платить налоги в другом государстве) или провести редомиляцию компаний (смену регистрации), чтобы не подпадать под действие КИК (и опять же не уплачивать в увеличенном размере налоги в Украине).

Читай также: Блокировать НДС-накладные будут по-новому

Для наглядности озвученных выводов, пример итогов работы с КИК государства-агрессора в 2017 году: 4 тысячи отчетов-сообщений о 10 тысячах иностранных компаний, в бюджет поступил аналог 100 млн. долл. (напоминаю, наша экономика в 10 раз меньше, а значит и налогов получим максимум 250 млн. грн.). При этом, не менее трети участников рейтинга Forbes в том же году покинули страну навсегда.

Комментарии излишни.

  •  правило “тонкой капитализации“ (interest limitation rule)

в цивилизованном мире это эффективный метод устранения массовой практики вывода прибыли за границу через кредитование местных компаний контролируемыми ими же иностранными субъектами. До этого в нашей стране норма приблизительно так и работала, но законодатель жаждет распространения процедуры на национальные долговые обязательства (то есть на операции между резидентами). При том, что украинские компании, выдающие кредиты другим украинским компаниям, являются стандартными плательщиками налога на прибыль. Мало того, что инициатива перестает быть международной, она еще и обретает карательный характер, давая новые полномочия налоговой службе, вводя отдельный налоговый учет процентов и ограничивая возможность кредитования внутри страны. Простите, но такое оригинальное внедрение признанных на международном уровне механизмов борьбы с оффшорами – пример полной умственной капитуляции.

Читай также: Штрафы, реестры и земля: Что приняла Верховная Рада

  •  правило “конструктивных (или условных) дивидендов“ (constructive dividend)

выгода, полученная акционером от компании в форме, отличной от дивидендов, для налоговых целей считается именно дивидендами с соответствующим налогообложением налогом на прибыль (авансовый взнос). Шикарная практика, работающая в некоторых богатых странах с низкой коррупцией. Для примера, в странах-соседях (Польша и Венгрия, а также Словакия) не используется. Но мы же не такие, у нас и контролирующие органы реформированы, и коррупция побеждена, а значит вводим.

Охватывая вышеизложенные новации №1210-1,  нужно сделать оговорку. Пояснительная записка к законопроекту утверждает, что все это “счастье“ принимается в рамках имплементации норм, предусмотренных Планом противодействия практикам размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (План действий BEPS), к которому Украина присоединилась с 1 января 2017 года. Но это откровенная ложь и манипуляция. Украина взяла на себя обязательства имплементировать только Минимальный стандарт, включающий лишь четыре шага из пятнадцати, предложенных Планом действий BEPS, а именно:

Шаг 5: вредные налоговые практики или вредные льготные режимы и обмен информацией в сфере налогообложения;

Шаг 6: совершенствование действующих соглашений об избежании двойного налогообложения путем включения в них правил предотвращения злоупотребления такими соглашениями;

Читай также: Повышения налогов в Украине пока не будет

Шаг 13: совершенствование норм относительно документации по трансфертному ценообразованию и будущему обмену информацией;

Шаг 14: совершенствование соглашений об избежании двойного налогообложения путем повышения эффективности механизма разрешения споров.

При этом часть требований закрывается уже ратифицированной Украиной в феврале текущего года Многосторонней конвенцией BEPS (MLI), меняющей положения украинских соглашений об избежании двойного налогообложения. В то же время, проект №1210-1 предлагает имплементацию значительно более широкого инструментария, чем предусмотрено международными обязательствами Украины, о чем бесхитростно указывается в пояснительной записке к проекту закона. В частности, туда попадают правило КИК, ограничение расходов по финансовым операциям и меры по предотвращению избежания статуса постоянного представительства.

О скорости внедрения новаций также несколько слов. Инициатива antiBEPS была в свое время адаптирована Европейским Союзом в Директиву 2016/1164 (ATAD). Так вот, государства-члены ЕС начали применять отдельные ее положения только спустя 2,5 года (!) со дня принятия (с 1 января 2019 года), а относительно правила тонкой капитализации – не позднее 1 января 2024 года (период адаптации – 7,5 лет). Украина же хочет ввести все это за три месяца (с 1 января 2020 года).

Читай также: ТОП-4 богатых холостяков Верховной Рады

Другими словами, конкурс наших экономических властей “Инвестор, АУ!“ можно закрывать, даже не начиная.

Но это далеко не все, так как это лишь четверть проекта и законодатель, очевидно, думает, что такое содержательное чтение под Новый год и Рождество –самая правильная тактика для стимулирования роста экономики.

II. Политика расширения функционала и полномочий ГНС:

  •  расширение концепции “разумной экономической причины (деловой цели)“

полумертвая на наших территориях концепция “деловой цели“ засияет яркими красками через введение новой налоговой разницы, которая позволяет контролирующим органам вручную корректировать базу налогообложения налогом на прибыль, признавая неправомерными те или иные расходы, понесенные налогоплательщиком в пользу нерезидентов, если такие операции не имеют так называемой “деловой цели“.

  •  механизм “несоответствия первичных документов реальным (фактическим) условиям и обстоятельствам совершения сделки или поведению налогоплательщика“

Читай также: В Украине намерены повысить лимиты для ФЛП

потенциально позволяет налоговикам не признавать любые первичные документы налогоплательщика, что является основанием для непризнания хозяйственной операции по формальным признакам с соответствующей корректировкой финансового результата или базы налогообложения.

  •  введение понятия “умышленного невыполнения (ненадлежащего выполнения) требований налогового законодательства“

если должностное лицо контролирующего органа узрит умысел в действиях налогоплательщика при нарушении налогового законодательства, последнего ожидает сюрприз в виде значительного увеличения суммы штрафов.

  •  расширение оснований для внеплановых проверок

внеплановые проверки назначаются не по факту нарушения законодательства, а при наличии подозрения (сомнения) у сотрудника налоговой службы (“обґрунтовані підстави вважати про порушення“).

Читай также: В Раде хотят изменить размер военного сбора

  •  отменяется персональная ответственность (в порядке регресса) должностных лиц за неправомерные решения, действия или бездействие

мало того, что нас ожидает ренессанс “эпохи необоснованных (с потолка) доначислений по актам проверок“, так еще и возмещение вреда независимо от вины должностных лиц ГНС будет осуществляться за счет средств Государственного бюджета, а значит за счет денег самих налогоплательщиков.

А теперь зададимся резонным вопросом: Что будет если весь “пыточный набор“, от загона за флажки нерезидентов, начинающих бизнес в нашей стране, до контроля деловой цели и оценки поведения плательщика налога, окажется в руках нереформированного контролирующего органа? Ответ, полагаю, очевиден.

Ну и напоследок.

III. Улучшательство налогового законодательства (тезисно):

- увеличение  сроков документальных и фактических проверок (от 3 до 15 рабочих дней);

- на 400% вырастут размеры штрафов за нарушения порядка постановки на учет в контролирующих органах; сроков и порядка представления информации об открытии (закрытии) банковских счетов; порядка представления информации о физических лицах-плательщиках налогов; порядка представления информации контролирующим органам о сделках по аренде объектов недвижимости; сроков хранения документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов;

Читай также: Гончарук заявил, что договорился с табачными компаниями

- придется ждать до 40 дней (+ 5 дней), чтобы получить действующую индивидуальную налоговую консультацию;

- плательщики единого налога теряют право на квартальный налоговый период по НДС, начнут отчитываться ежемесячно;

- налогоплательщики-должники получают сокращение сроков (в два раза!) на самостоятельную уплату налогового требования (с 60 до 30 календарных дней) и оценку своего имущества (с двух месяцев до одного).

Таким образом, если суммировать итоги законопроекта №1210-1, нарушающего все четыре классических принципа налогообложения:

  1. Украина сознательно и добровольно, в значительно большем объеме, чем ее фактические международные обязательства, и в неразумные сроки внедряет громоздкие и обременительные процедуры, которые приведут к значительному росту административного давления на налогоплательщиков, создадут угрозы потери инвестиций и бегства инвесторов при достаточно скромных перспективах наполнения бюджета;
  2. в основы деятельности новой налоговой службы сознательно закладывается агрессивная модель взаимодействия с бизнесом и предоставляются новые дискреционные полномочия, что изначально диссонируют с политикой построения службы сервиса и порождают широкое поле для коррупции и злоупотреблений;
  3. налоговое законодательство становится более недружелюбным, возрастает степень ответственности за его нарушение. А как не нарушать, если государство меняет старые и пишет новые законы с безумной скоростью (за девять лет Налоговый кодекс вырос в размерах в два раза), а контролирующие органы могут трактовать их по своему усмотрению.

Читай также: Милованов хочет увеличить налог на недвижимость ради зарплат

Ни о каком росте и процветании речь идти не будет – только выживание!

“Нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти“ (Адам Смит).


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK