Украинская IT-отрасль испытывает колоссальный дефицит кадров. Основные показатели индустрии ежегодно увеличиваются на 20%, в том числе растет и число задействованных в ней сотрудников.
По данным исследования Kharkiv IT Research Харьковского IT Кластера, проведенного в партнерстве с PricewaterhouseCoopers и IRS-group, только Харьков требует по пять тысяч новых айтишников в год, а университеты не готовят и половины нужного количества молодых специалистов.
Мы в профильных ассоциациях много обсуждали состояние системы образования в стране. Очевидно, что классическая образовательная система не справляется. Более того, она находится в упадке, и неизбежна ее трансформация уже в ближайшее время. Вопрос лишь в том, какой она будет – мягкой и постепенной или болезненной.
Читай также: Что программисты думают о зарплатах и налогах
Пока дефицит кадров является основным сдерживающим фактором развития бизнеса, а компаниям не хватает даже программистов-кодировщиков, специалистов начального уровня. Что уж говорить о профессионалах уровня senior, team lead?
Ситуация такова, что стирается различие между университетским образованием и профессиональным, хотя это – принципиально разные вещи. Не стоит их путать, обесценивая серьезную фундаментальную подготовку. Для многих профессий сферы IT не нужна даже степень бакалавра, не говоря уже о магистратуре. Программиста-кодировщика можно подготовить за 1,5–2 года, это – работа колледжей и техникумов, если вообще не частных школ. Сейчас же в колледжах и техникумах недоборы, поэтому IT-компании привлекают на стажировку студентов вузов уже со второго курса, а потом берут их на работу. Из-за дефицита кадров компании вынуждены снижать порог доступа к профессии, выставляя минимальные требования к кандидатам, и доучивают их уже на месте. Такие студенты фактически забрасывают обучение, закрывают предметы, пропускают пары, о чем впоследствии жалеют.
С одной стороны, у молодежи складывается ошибочное впечатление, что для успешной карьеры серьезно учиться не нужно и вовсе, – выходит, что ценность высшего образования как такового теряется. С другой стороны, IT-компании вынуждены выполнять несвойственные им функции. Но до серьезных позиций дорастают лишь те, кто все же освоил фундаментальные дисциплины: математику, алгебру, дискретную математику, физику и прочие, которые, кстати, лежат в основе любой университетской программы по подготовке IT-инженеров.
Читай также: Какие айтишники в Украине “самые дорогие“
Вполне очевидно, что государство не может содержать учебные заведения, которые не способны эффективно управлять собственными финансами. Классические и политехнические университеты, а также те, которые обеспечивают жизнедеятельность государственной системы, должны остаться в прежнем виде, но с иными подходами к их финансированию. К управлению же небольшими профильными вузами стоит привлекать стейкхолдеров, частных лиц, в том числе профессиональные ассоциации. А для этого нужна законодательная база для управления учебными заведениями на правах концессии, а также система публично-приватного партнерства.
Частное образование постепенно становится альтернативой государственному. Государственные вузы не могут дать качественное образование – на помощь приходит бизнес, и он хочет играть по прозрачным правилам: равноценные права для частных учебных заведений, честная конкуренция за бюджетные места, упрощенные условия лицензирования образовательной деятельности как таковой и получение лицензий на подготовку по большинству специальностей. В конце 2019 года в Минобразования говорили об отмене большинства лицензий, но дальше обсуждений дело не зашло, и лицензии по-прежнему нужны. Это влечет за собой дополнительную бюрократию и затрудняет процесс появления частных образовательных программ на базе уже существующих университетов.
Читай также: Сколько зарабатывают программисты в Украине - инфографика
Образование – это ведь не только о молодежи. Фактически в Украине существует два рынка труда. Первый связан с высокими технологиями, здесь средний возраст сотрудников не превышает 30 лет, и этот рынок просто задыхается от нехватки рабочей силы. В это же время, на другом рынке труда люди с колоссальным опытом в разных индустриях и с развитыми гибкими навыками не могут найти работу. Именно для них стоит наладить систему обучения, причем реально работающую, чтобы дать шансы на высокотехнологичном рынке труда. Это – новые возможности и для колледжей, и для университетов, при условии, что они смогут перестроиться и будут гибкими.
Словом, украинский IT-бизнес, так или иначе, будет искать способы насыщения рынка труда новыми кадрами, он готов к сотрудничеству с государством. И я как представитель многих профессиональных ассоциаций тоже участвую в диалогах с властью и искренне хочу, чтобы украинское образование получило новый виток развития. Но трансформация образования будет мягкой только в случае тесной кооперации с бизнесом.
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook