Александр Крамаренко: Податкового реализма пост

У минфина и правительства в целом появился свет в конце тоннеля
Александр Крамаренко: Податкового реализма пост
Александр Крамаренко / Коллаж: dengi.ua

Умеренный рост минимальной зарплаты, умеренное повышение акцизных ставок, умеренность в расходах – вот так, похоже, и договорятся с МВФ и другими донорами о безумно нужной правительству финансовой поддержке. Хотя риски есть – в налоговом законопроекте, который идет прицепом к закону о госбюджете-2021.

У минфина и правительства в целом появился свет в конце тоннеля. Министр финансов заявил о том, что с МВФ согласовали параметры госбюджета и экономические прогнозы на будущий год, на которых тот прогноз строится. И, судя по ориентирам, опубликованным после заседания Кабмина вечером 26 ноября, речь идет о пересмотре в сторону реализма.

Читай также:

Тут дело не только в умеренных тратах в будущем году – хотя по их поводу еще будет рубка в Раде на следующей неделе. Речь идет еще и о налогах, за счет которых эти траты будут финансироваться. Как обычно, но не вполне законно, Рада рассмотрит так называемый “ресурсный” законопроект – он имеет номер 4101 и целых четыре варианта. Этот новый закон должен буквально за считанные дни до наступления 2021 года изменить Налоговый кодекс. В том числе – ставки налогов. Что настолько поздно делать, вообще-то, запрещено.

И снова с Новым Налогом

Тот же Налоговый кодекс требует, чтобы те изменения, что вступают в силу с 1 января, в него вносились не позднее 1 июля предшествующего года. То есть с изменениями Рада опоздала почти на полгода. Эта недобрая традиция – бюджет под елку, а новые налоги под Рождество, увы сохраняется все предшествующие годы. И надежда, что новый финансовый комитет Рады покажет пример соблюдения Налогового кодекса, пока не оправдалась.

Читай также:

Что ж происходит? Ну, во-первых, косвенным образом и сам закон о госбюджете изменит ставки некоторых налогов – так как ЕСВ  привязан к ней для всех предпринимателей на едином налоге, а также и единый налог для второй группы. Ну и верхний лимит взимания ЕСВ с высокооплачиваемых сотрудников – тоже растет вслед за минимальной зарплатой. 

Кроме того, законопроекты 4101 – все их четыре версии, изменяют ставки. Наиболее вероятно, что будет рассмотрен в первом чтении вариант 4101-д авторства главы финансового комитета Даниила Гетманцева – этот документ внесен 16 ноября комитетом с представлением к рассмотрению. Гетманцева же с соавторами вариант 4101-3 уже не будет рассматриваться как основной, но его учтут при рассмотрении. И точно так же не будет рассматриваться как основной поданный еще в сентябре законопроект 4101, который был подан самим Кабмином.

Два других альтернативных законопроекта – 4101-1(автор – Ярослав Железняк от фракции Голос)  и 4101-2(авторы - Марьян Заблоцкий, Александр Сова и Евгений Петруняк, все – Слуга народа), скорее всего, будут иметь очень и очень скромные шансы повлиять на итоговые изменения в Налоговом кодексе. Хотя там есть немало здравых идей.

Читай также:

Среди системно опасных нововведений в мой Топ-три вошли:

  • расширить полномочия контролирующих органов о получении информации по банковским счетам налогоплательщиков (читай – окончательная ликвидация банковской тайны);
  • ограничить перенос убытков на будущие периоды пятью годами;
  • отменить хоть как-то действовавшие моратории на налоговые проверки.

Что сказать? Первое – могучий антистимул для возвращения денег в банковскую систему. Второе – абсолютно неприемлемо в условиях кризиса, который экономика будет откашливать не один год. Третье – слов нет, одни выражения.

Читай также:

Но это не все. Помимо более жесткого усиления администрирования налогов еще угрожают ростом налоговых ставок. Причем, ростом ставок, опережающим по темпам и прогнозируемую инфляцию и, в том числе, ожидаемый рост покупательной способности в связи с желаемым выходом экономики из кризиса. 

Обгоняя инфляцию в разы

Что странного и, откровенно говоря, удивляющего в готовящихся изменениях? Ряд налогов, чьи ставки устанавливаются в конкретных суммах в гривне, меняются и меняются очень по-разному. В большинстве своем они увеличиваются примерно в полтора раза быстрее, чем ожидается рост цен. К примеру ставки акцизного сбора со спиртных напитков, ставки экологического налога (кроме налога за выбросы двуокиси углерода и за сбросы загрязнений в водоемы), а также рентная платы за пользование радиочастотным ресурсом - на 11 6%. На 12% планируют поднять такие налоги, как рентная плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, рентная платы за специальное использование воды и рентная плата за специальное использование лесных ресурсов.

Читай также:

Но есть рекордсмены – налоги за за сбросы загрязнений в водоемы и за выбросы двуокиси углерода планируют увеличить с 1 января в 2 и в 3 раза, соответственно. С последующим ростом в 2022 годы и дальше. Особенно много вопросов по поводу налога на выбросы углекислого газа – промышленность уже воет от перспектив колоссальных переплат. В скобочках напомним, что снижение выбросов требует колоссальных капиталовложений, а дешевых кредитов на горизонте не видать.

Но абсолютный, совершенно непревзойденный рекорд по фискальным планам – у табака. Акцизный сбор на модные нынче и считающиеся менее вредными стики для использования в ТИЭНах (табачные изделия с электронагревом) собираются поднять вчетверо. Трюк состоит в том, что их переводят от налогообложения по весу к налогообложению поштучно и по очень высоким ставкам. Такой темп наращивания налоговой нагрузки в Украине пытаются внедрить впервые и первая реакция – шок, возникает даже у топ-чиновников и ряда наиболее осмотрительных депутатов.

Читай также:

Во время первого подхода к снаряду(когда был презентован текст законопроекта 4101), Минэкономразвития направило заинтересованным сторонам(прежде всего – Минфину) письмо с недоумением по поводу планов резкого увеличения ставок. В нем Минэкономразвития  целом поддержало тренд на увеличение ставки акцизного налога на ТИЭН – еще бы не поддержать, если есть план поэтапного повышения акцизного сбора с табачных изделий в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Но именно поэтапного: с 1 января 2021 на 70%, а в дальнейшем ввести ежегодное увеличение ставки акцизного налога на ТИЭН на 50%, сохранив налогообложение именно в расчете за 1 килограмм.

Почему так? Потому что Минэкономразвития видит риски и считает, что подобный подход «предлагает более стабильную модель налогообложения, более постепенный переходный период для адаптации участников табачного рынка, что позволит минимизировать риски роста нелегальной торговли табачными изделиями, в том числе и контрабанды таких изделий в Украину из соседних стран».

Читай также:

Да-да, мы не ослышались. Если до сих пор стремительный рост налоговой нагрузки на сигареты приводил к рискам их контрабанды из РФ, Беларуси и оккупированных территорий, то теперь в зону риска могут попасть даже высокотехнологичные стики. Стики, например, начали выпускать в РФ.  А могли б начать и в Украине выпускать, в том числе и чтобы экспортировать. Но если случится резкое повышение акцизов, табачные компании не смогут этого делать – так как будет экономически бессмысленно, об этом уже есть сигналы от украинских “дочек” международных корпораций.

В Раде уже видят последствия опрометчивых налоговых решений, и поэтому время обсуждения группы законопроектов 4101 идею значительно более плавного изменения ставок поддержали члены финансового комитета Рады Андрей Николаенко(Батькивщина) и даже Андрей Холодов(Слуга народа, замглавы финансового комитета ВРУ) – известный активный сторонник увеличения налоговой нагрузки на табачные изделия.

Налоговая алгебра

Конечно, идея о росте налоговых ставок часто аргументируется тем, что, дескать, надо увеличивать доходную часть госбюджета. Неловко повторяться, но все же придется – в экономике так не работает. Я уже как-то писал, что слишком резкий рост акцизов приводит к обратному  - к росту теневого сегмента и сокращению поступлений в госбюджет. Это не мои выводы, а налоговиков и Счетной палаты.

Читай также:

Конечно, постепенное повышение цены на табачную продукцию опосредованно должно бы подталкивать некоторых курильщиков к отказу от вредной привычки. Но слишком резкое повышение и вышибание с рынка легально поставляемых стиков к ТИЭН создадут обратный эффект. Потому что будут курить все в больших объемах контрабанду и контрафакт. С которых налогов не будет вообще никаких.

Точнее, так: контрабандисты и торговля платить будут коррупционную ренту, а объем налогов в госбюджет от легальной торговли и производителей будет таять. К слову, не только за счет уменьшения поступлений от акциза. Тенизация рынка приводит к падению производства и легального импорта – как следствие, падают поступления по НДС, налогу на прибыль, налогам и начислениям на фонд оплаты труда. Да что я рассказываю, это азы.  



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK