Эдуард Рубин: Свободный вход и дорогущий выход

Член набсовета Kharkiv IT Cluster, глава харьковского отделения ЕBA – о недостатках модели «Дія City», заложенной в законопроекте № 4439.
Эдуард Рубин: Свободный вход и дорогущий выход
Эдуард Рубин / dengi.ua

Когда Министерство цифровой трансформации принялось спасать IT-отрасль, продвигая законопроект № 4439 о «Дія City», я сразу задался вопросом: каков в этом великий смысл, и кто конечный бенефициар этой инициативы?

Для чего нужен проект «Дія City», мне понятно. Диджитализация страны давно назрела, и то, что делается в этом направлении, абсолютно верно. Команда, которая собралась в министерстве, готова именно к таким процессам.

За последние 20 лет Украина вошла в топ-5 стран, которые предоставляют IT-услуги по всему миру. За этот же период IT-индустрия стала третьей по экспортному потенциалу, что составляет сегодня порядка 4 млрд. долл. и растет ежегодно на 25%, даже несмотря на кризис. Именно эти темпы роста, выраженные в долларах, кого-то очень заинтересовали.

Читай также:

Все отрасли, хоть как-то завязанные на ресурсах или хотя бы требуют постоянного физического размещения активов, захвачены по знакомой модели, которую практикует наш восточный сосед. 

Сначала создаются олигархические кланы, приближенные к власть имущим, а Антимонопольный комитет закрывает на все глаза. Рука руку моет под молчаливое согласие причастных, а несогласные не могут возразить, потому что рискуют потерять все физические активы.

IT-отрасль тем и отличается от остальных, что она больше завязана не на физические ресурсы, а на интеллектуальные. Здесь виртуального, «облачного» гораздо больше, и его нельзя замкнуть на узкой группе лиц.

Читай также:

Находчивая Беларусь выбрала метод кнута для чужих и пряника для своих.

На национальном уровне власти Беларуси попытались создать для индустрии микромир – определенные условия, которые позволяли бы собирать дань с компаний, легко изменять условия их взносов в парках высоких технологий и процент сбора налогов, а также влиять на их политическую ориентацию, что и показали последние события в стране.

Минцифры креативностью не отличилось и решило позаимствовать диктаторскую белорусскую модель, потому что при наличии технологического опыта у сотрудников министерства не хватает опыта госуправления.

Так в чем же основные недостатки законопроекта № 4439 о «Дія City»?

Читай также:

Главная угроза – неограниченные полномочия Минцифры, которые позволяют ему как предоставлять статус резидента «Дія City», так и лишать его. К тому же, законопроект не может предусмотреть весь перечень видов деятельности, позволяющих компании получить статус резидента. То есть сама власть будет выступать регулятором IT-рынка, что дополнительно создает новые и повышает существующие коррупционные риски для всех участников процесса.

Не должно министерство быть одновременно и регулятором, и управляющим целой индустрии. К тому же, правительство обещает неизменность условий в течение 15 лет, но не может эту стабильность гарантировать. Придут новые люди, и все сразу будет иначе.

В идеале управление должно находиться у набсовета, членов которого избирают представители отрасли, и он назначает исполнительного директора.

Минцифры планирует отойти от модели сотрудничества IT-компаний с подрядчиками-предпринимателями на едином налоге, предлагая вернуться к устаревшему Кодексу законов о труде и перейти к пока непонятным как для самого правительства, так и для IT-компаний GIG-контрактам. Вначале необходимо внести изменения в КЗоТ, дать определение GIG-экономике, прописать суть контрактов, разъяснить права и обязанности сотрудников в разрезе одной из моделей сотрудничества: трудовой или гражданско-правовой (ФЛП).

Читай также:

Кроме того, государство грубо вмешивается в хозяйственную деятельность IT-компаний, нарушая основополагающий принцип свободы предпринимательской деятельности и право на свободный выбор форм взаимоотношений компании и IT-специалиста.

Еще больше пугает сама процедура исключения компании из «Дія City». То есть если компания по какой-то причине (добровольно или нет) выходит из системы, то она оказывается в патовой ситуации. Подрядчиков-ФЛП у нее уже нет, а GIG-контракты не работают, что автоматически принуждает компанию оформлять сотрудников по трудовому контракту.

Закон предусматривает членские взносы резидентов. Это выглядит как скрытый налог. Размер членских взносов должен формироваться исходя из проектов, которые утверждает общее собрание членов «Дія City» по итогам ежегодных стратегических сессий.

Если государство считает, что дискуссия по вопросу изменений работы отрасли назрела, то нужно обсуждать отрасль не с белорусскими юристами, а с украинскими, и привлекать к дискуссии крупнейшие IT-ассоциации. Но исходя из переговоров, которые ведут ассоциации с профильным комитетом в Верховной Раде и депутатами, все же есть надежда на то, что будет подготовлен законопроект без намека на коррупцию и работать не на отдельных людей, а на индустрию в целом.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK