Олег Гетман: РРО – только рисковым

Олег Гетман, координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы – о недостатках тотальной фискализации малого бизнеса.
Олег Гетман: РРО – только рисковым
Олег Гетман / dengi.ua

Согласно действующему законодательству с 1 января 2022 года все физические лица-предприниматели на упрощенной системе, кроме первой группы единого налога (ЕН), должны установить РРО (регистраторы расчетных операций, то есть кассовые аппараты. – Ред.) и фискализировать расчетные операции. Но оптимальна ли такая модель с экономической точки зрения, и что показывает мировой опыт?

Читай также:

С одной стороны, есть сотни тысяч ФЛП, которые платят все налоги и сборы, зарабатывают на жизнь себе и своим родным, реализуют товары или оказывают услуги благодаря единому налогу, и в результате физических ограничений никогда не смогут превысить лимиты ЕН своих групп.

С другой стороны, есть разные виды крупного бизнеса, которые используют упрощенную систему налогообложения для минимизации налогов. В основном это – псевдоФОП для реализации товаров на значительные суммы с сокрытием выручки и декларированием только малой доли дохода, не более 1 млн. грн. В результате таких злоупотреблений (количество условных нарушителей находится в пределах до 20% общего количества на 2-й группе ЕН и до 10% в 3-й группе ЕН), по оценкам экспертов, государство недополучает налогов ежегодно на сумму 6–8,3 млрд. грн.

Читай также:

Специальные налоговые режимы для малого бизнеса (особенно микробизнеса) – распространенное явление во всем мире. Поскольку такой бизнес играет важную социальную, экономическую и политико-экономическую роль, которая оправдывает особое отношение к нему.

Экспертный обзор стран Европы и Азии говорит том, что абсолютное большинство государства имеют отдельные упрощенные условия для малого и микробизнеса, в частности: а) патент, специальное разрешение; б) упрощенный режим налогообложения; в) фиксированный налог.

Тотальная фискализация не является распространенной практикой и мировым трендом. Выводы исследователей МВФ свидетельствуют, что фискализация – не «серебряная пуля», а «лекарство» с недоказанной эффективностью. Модели фискализации в большинстве стран соответствуют ключевому принципу –фискализация не нужна малому и микробизнесу в случаях, когда предприниматели ограничены в возможностях для превышения предельных лимитов упрощенной системы.

Тотальной фискализации нет ни в одной стране Европы, Азии, Латинской Америки. В частности, там используются следующие подходы:

  • а) РРО не нужны до определенной суммы годового оборота (Чехия, Норвегия, Германия, Индия);
  • б) РРО не нужны для определенных категорий товаров/услуг (Польша, Румыния);
  • в) РРО не нужны для рынков и небольших торговых площадей (Россия, составляющая косвенного критерия в Испании);
  • г) РРО не используется для малого бизнеса, зато ставки налога зависят от косвенных критериев – торговых площадей, видов товаров, количества наемных работников (Уругвай, Испания, Аргентина).

Согласно расчетам экономистов, ориентировочная сумма расходов предпринимателей на приобретение и эксплуатацию кассовых аппаратов при полной фискализации 2-й и 3-й групп ЕН в первый год работы будут в пределах от 9,8 до 11,9 млрд. грн. (с предположением, что программные РРО выберут 80% предпринимателей, а 20% выберут классические РРО). В то время как прогнозируемые дополнительные поступления в бюджет составят 6–8,3 млрд. грн. за год. Поэтому согласно расчетам, общественная польза от фискализации 2-й и 3-й групп упрощенной системы – отрицательная.

Читай также:

В то время как другие модели (фискализация рисковых плательщиков) дают значительно меньшие убытки для предпринимателей при почти тех же поступлениях в госбюджет. То есть фискальный эффект в альтернативных моделях превышает экономические издержки.

Например, обязательные РРО исключительно для предпринимателей, ведущих деятельность на больших торговых площадях, а также для тех, кто реализует товары через Интернет, приводит к потерям в пределах 0,8 млрд. грн. в первый год внедрения. В то же время, прогнозируемые дополнительные поступления в бюджет составят 6–7,3 млрд. грн. за год.

Читай также:

Применение РРО исключительно для отдельных рисковых групп товаров/услуг приводит к потерям в пределах 1,2 млрд. грн. в первый год, а прогнозируемые дополнительные поступления в бюджет достигнут 6–7,3 млрд. грн. в год.

Следовательно, было бы целесообразно ввести фискализацию в Украине именно для отдельных категорий предпринимателей, имеющих риск превышения лимитов единого налога, при этом наработав критерии для определения таких категорий плательщиков на основе косвенных методов оценки оборотов.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK