Олег Гетман: РРО – только рисковым

Олег Гетман, координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы – о недостатках тотальной фискализации малого бизнеса.
Олег Гетман / Коллаж: Dengi.ua
Олег Гетман / Коллаж: Dengi.ua

Согласно действующему законодательству с 1 января 2022 года все физические лица-предприниматели на упрощенной системе, кроме первой группы единого налога (ЕН), должны установить РРО (регистраторы расчетных операций, то есть кассовые аппараты. – Ред.) и фискализировать расчетные операции. Но оптимальна ли такая модель с экономической точки зрения, и что показывает мировой опыт?

Читай также:

С одной стороны, есть сотни тысяч ФЛП, которые платят все налоги и сборы, зарабатывают на жизнь себе и своим родным, реализуют товары или оказывают услуги благодаря единому налогу, и в результате физических ограничений никогда не смогут превысить лимиты ЕН своих групп.

С другой стороны, есть разные виды крупного бизнеса, которые используют упрощенную систему налогообложения для минимизации налогов. В основном это – псевдоФОП для реализации товаров на значительные суммы с сокрытием выручки и декларированием только малой доли дохода, не более 1 млн. грн. В результате таких злоупотреблений (количество условных нарушителей находится в пределах до 20% общего количества на 2-й группе ЕН и до 10% в 3-й группе ЕН), по оценкам экспертов, государство недополучает налогов ежегодно на сумму 6–8,3 млрд. грн.

Читай также:

Специальные налоговые режимы для малого бизнеса (особенно микробизнеса) – распространенное явление во всем мире. Поскольку такой бизнес играет важную социальную, экономическую и политико-экономическую роль, которая оправдывает особое отношение к нему.

Экспертный обзор стран Европы и Азии говорит том, что абсолютное большинство государства имеют отдельные упрощенные условия для малого и микробизнеса, в частности: а) патент, специальное разрешение; б) упрощенный режим налогообложения; в) фиксированный налог.

Тотальная фискализация не является распространенной практикой и мировым трендом. Выводы исследователей МВФ свидетельствуют, что фискализация – не «серебряная пуля», а «лекарство» с недоказанной эффективностью. Модели фискализации в большинстве стран соответствуют ключевому принципу –фискализация не нужна малому и микробизнесу в случаях, когда предприниматели ограничены в возможностях для превышения предельных лимитов упрощенной системы.

Тотальной фискализации нет ни в одной стране Европы, Азии, Латинской Америки. В частности, там используются следующие подходы:

  • а) РРО не нужны до определенной суммы годового оборота (Чехия, Норвегия, Германия, Индия);
  • б) РРО не нужны для определенных категорий товаров/услуг (Польша, Румыния);
  • в) РРО не нужны для рынков и небольших торговых площадей (Россия, составляющая косвенного критерия в Испании);
  • г) РРО не используется для малого бизнеса, зато ставки налога зависят от косвенных критериев – торговых площадей, видов товаров, количества наемных работников (Уругвай, Испания, Аргентина).

Согласно расчетам экономистов, ориентировочная сумма расходов предпринимателей на приобретение и эксплуатацию кассовых аппаратов при полной фискализации 2-й и 3-й групп ЕН в первый год работы будут в пределах от 9,8 до 11,9 млрд. грн. (с предположением, что программные РРО выберут 80% предпринимателей, а 20% выберут классические РРО). В то время как прогнозируемые дополнительные поступления в бюджет составят 6–8,3 млрд. грн. за год. Поэтому согласно расчетам, общественная польза от фискализации 2-й и 3-й групп упрощенной системы – отрицательная.

Читай также:

В то время как другие модели (фискализация рисковых плательщиков) дают значительно меньшие убытки для предпринимателей при почти тех же поступлениях в госбюджет. То есть фискальный эффект в альтернативных моделях превышает экономические издержки.

Например, обязательные РРО исключительно для предпринимателей, ведущих деятельность на больших торговых площадях, а также для тех, кто реализует товары через Интернет, приводит к потерям в пределах 0,8 млрд. грн. в первый год внедрения. В то же время, прогнозируемые дополнительные поступления в бюджет составят 6–7,3 млрд. грн. за год.

Читай также:

Применение РРО исключительно для отдельных рисковых групп товаров/услуг приводит к потерям в пределах 1,2 млрд. грн. в первый год, а прогнозируемые дополнительные поступления в бюджет достигнут 6–7,3 млрд. грн. в год.

Следовательно, было бы целесообразно ввести фискализацию в Украине именно для отдельных категорий предпринимателей, имеющих риск превышения лимитов единого налога, при этом наработав критерии для определения таких категорий плательщиков на основе косвенных методов оценки оборотов.



Следите за нашими новостями и видео
  • YouTube
  • Facebook
  • Telegram
  • Google News

ТОП-Новости