Для тех из них, кто уже перешел на кассовые аппараты, произойдет ужесточение учета. Это связано с предложенными поправками в пункты 11 и 12 статьи 3 закона Украины о применении РРО (№ 265/95-ВР).
Подакцизные товары можно будет продать исключительно с указанием расширенной информации в фискальном чеке. Это – дополнительное внесение данных. Из-за этого у небольшого ФОПа резко вырастут издержки, потому что увеличиваются административные расходы на оплату труда бухгалтера или кассира.
Еще одна неприятность – ужесточение учета товарных запасов. Предусмотрено введение дополнительных норм учета, а значит, усиление контроля и проверок, появление штрафов за нарушения вновь вводимых требований.
ФОП должен будет подтверждать учет и происхождение товаров, проводить инвентаризацию товарных запасов, учитывать внутреннее перемещение товаров (склад–магазин, склад–склад, магазин–магазин).
И хотя это касается только уже фискализированных предпринимателей, все равно существенно увеличивает административную нагрузку на них (дополнительные расходы на учет, наем бухгалтера, товароведа). Вдобавок появятся штрафы даже за непреднамеренные ошибки, а они неизбежны у предпринимателей, если они ведут всю деятельность самостоятельно.
При этом данный учет не предотвращает оборот контрабанды, которая попала в страну. Такой учет также никоим образом не может влиять на налоговые обязательства ФОПа на ЕН. Ведь как внутреннее перемещение товара может увеличивать налоги?
Теперь немного о поправках, которые касаются раздела Налогового кодекса об упрощенной системе налогообложения и отчетности.
Произойдет исключение из перечня предпринимателей, имеющих право вести деятельность на упрощенке, тех, кто осуществляет оптовую торговлю или посредничество в оптовой торговле. Поясню, кто под это подпадает.
Маленькие ФОПы, которые работают с постоянной группой клиентов и:
- - обеспечивают расходными материалами (канцтоварами) офисы;
- - производят и поставляют комплектующие (B2B);
- - продают что-либо HoReCa (отелям, ресторанам, кафе) – даже в ограниченных объемах;
- - выполняют поставку промышленных запчастей по индивидуальным заказам (за которые не берутся компании, имеющие постоянный склад);
- - участвуют в тендерах;
- - поставляют автозапчасти.
Иными словами, это те, кто занимается, как правило, такой деятельностью годами. Часто это – семейный бизнес. И такие предприниматели точно не злоупотребляют упрощенкой.
А теперь они лишатся источника дохода. Это больно, так как я прошел через это сам. В декабре 2008 года Кабинет Министров своим постановлением в нарушение законодательства лишил СПД-физлиц права быть плательщиками НДС.
Я продавал запчасти и комплектующие юрлицам. Как раз ноябрь и декабрь, время заключения договоров с предприятиями на поставки в следующем году. С января 2009 года мои товары уже без НДС оказались никому не нужны. И это – закрытие бизнеса. Сейчас повторяется почти то же самое, но на этот раз с оптовой торговлей.
Ну и вишенка на торте. Торговлю сложными техническими товарами, ту, что уже фискализирована, отправляют на общую систему без суда и следствия. Общая система – полный бухгалтерский учет, а также уплата всех налогов в рамках общей системы налогообложения.
Это – такая борьба с контрабандой. Потому что техника проезжает нашу таможню нелегально. Потом расходится по стране и продается конечному потребителю, в том числе через ФОПов. А без полной растаможки на импортной электронике не появляется ввозной НДС. Ну, не беда. Теперь он появится внутри страны у конечного продавца. Так будут легализовать всю контрабанду внутри страны. А крайними окажутся малые предприниматели.
Хотя я сильно сомневаюсь, что со всем этим багажом (фискализация, полный учет, общая система с НДС) кто-то согласится торговать в белую. И все это действительно случится, если упомянутые правки будут приняты.
Поэтому сейчас каждая отрасль, каждая сфера бизнеса должна обратить свое пристальное внимание на № 5600. Потому что в этой «братской могиле» могут оказаться похороненными много микро- и малых бизнесов.