В мире интересная штука складывается – резко обостряется конкуренция за налогоплательщиков. Настолько резко, что в ближайшие дни министры стран G20 подпишут соглашение, которым введут монопольно высокие ставки налога на прибыль компаний. А что в Украине? У нас еще круче: Верховная Рада собирается переплюнуть все фискальные мечты законопроектом 5600, который уже гробит восстановление экономики
Это лонгрид. Если кому лень читать до конца, то вот спойлер на 6 коротких пунктов:
А) В мире, вокруг Украины идет жесткая драка за налогоплательщика – переманивают успешные компании, активных работников, обеспеченных покупателей. Например, Польша ввела специально пачку норм, смягчающих налоги для молодых работников и малого бизнеса – чтоб украинцы туда ехали еще активнее.
Б) Развитые страны инвестиционной конкуренции не рады, они не готовы снижать налоговое бремя и пролоббировали введение глобального ограничения на ставку по налогу на прибыль компаний – от 15%. Соответствующее соглашение уже достигнуто в начале октября, к нему в ближайшие дни добавится документ, подписанный министрами финансов стран Большой двадцатки – G20. Украине париться не надо – у нас налоговая нагрузка уже намного выше: и по размеру ставки, и по размерам базы налогообложения.
В) Шок от ковидокризиса заставляет правительства принимать экстраординарные меры. В большинстве случаев спасательные пакеты включают снижение налоговой нагрузки – но не в Украине. У нас спасательные меры включают увеличение роста государственных расходов. И, следовательно – увеличение коррупционных рисков при освоении таких трат, а также увеличение фискальной нагрузки.
Г) Несмотря на требования Налогового кодекса изменять налоговые нормы не менее, чем за 6 месяцев до их вступления в силу, подготовлен и за неполные 3 месяца до начала нового года может быть введен в действие пакет налоговых нововведений – законопроект 5600.
Д) Законопроект 5600 наносит наиболее тяжелые удары по обычным гражданам и малому бизнесу, хотя среднему и крупному тоже кое-что достается: повышение акцизов, экологических налогов, налогов на фермеров, новые шаги по ликвидации упрощенной системы налогообложения – это неполный перечень, есть еще.
Е) Украина показывает рекордно медленные темпы восстановления экономики после ковидокризиса – по сравнению с соседями. Причина – регулярные ужесточения налогового давления и ухудшение инвестиционного климата.
Что, собственно, происходит? Начнем с большой темы – с оффшоров.
Модная болезнь
Тема невероятно модная, да еще и поддержанная широко распространяемыми разговорами о том, что офшорные счета, банки и операции могут использоваться для уклонения от налогов, для финансирования противоправной деятельности и легализации доходов от незаконных операций. При этом крайне редко вспоминают, что крупнейшие IT-корпорации выросли до своих нынешних размеров, в том числе, благодаря тому что сидели в низконалоговых юрисдикциях – в той же Ирландии.
Тем не менее, истерия вокруг BEPS, стартовавшая 8 лет назад, пришла к логическому завершению – главы финансово-фискальных ведомств ведущих стран мира(Большой двадцатки – G20) подпишут в ближайшие дни соглашение о глобальной монополии на размер налога на прибыль корпораций – 15%. Упс! А в Украине-то ставка выше на пятую часть! Она у нас и без того 18%. Но это не все: в Украине база налогообложения намного шире, чем в развитых странах. То есть, фактически, отечественные компании платят больше. То есть они неконкурентоспособны по сравнению с компаниями, которые зарегистрированы даже в странах ЕС с их высокими ставками. Не говоря уже о том, чо в Эстонии и Польше действуют не налог на прибыль, а налог на выведенный капитал.
Кривая – не вывезет
История с лимитом ставки по налогу на прибыль – это яркий пример того, что страны конкурируют за налогоплательщика. Жестко, всеми силами и всеми способами. Наша соседка – Молдова, вводит с 1 января 2022 года свою версию налога на выведенный капитал.
Польша ввела налог на выведенный капитал для малого бизнеса с 1 января 2021 года. Он оказался недостаточно либерален – и его модернизируют с 1 января 2022 года: упрощают доступ к режиму, расширяют круг допущенных к его использованию, снижают эффективную налоговую нагрузку для пользователей этого налога. И это несмотря на то, что Польша намного лучше выглядит по части реакции на ковидокризис по сравнению с Украиной:
В 2020 году ВВП Польши упал на 2.72%(здесь и далее – данные и прогнозы МВФ), а Украины – на 4,04%. У нас падала так быстро экономика, в первую очередь потому, что в ковидокризис 2020 года Украина вошла с действующим законом 466(он же законопроект 1210), которым было резко усилено фискальное давление.
В 2021 году ожидается, что ВВП Польши вырастет на 5.12%, Украины – всего на 3,45%.
В 2022 году прогноз роста ВВП Польши – плюс 5.09%, для Украины – всего 3.64%.
Несмотря на вполне приличные показатели, польское правительство негодует и продолжает снижение налогового давления. Потому что хочет, чтобы польская экономика отрастала быстрее, чем мир в целом. МВФ на 2021 год видит темпы восстановления мировой экономики в целом – плюс 5,9%, а на 2022 год – плюс 4,9%
Странные поляки, снижают налоги – а как же доходы бюджета? Надо же финансировать чрезвычайные усилия системы здравоохранения и много чего еще? А там хорошо знают, что такое кривая Лаферра – это кривая, которая показывает, что безумное повышение налоговой нагрузки приводит не росту доходов бюджета, а к их снижению. У нас на картинке по горизонтали – ставки налогов и налоговая нагрузка в целом, если угодно. А по вертикали – доходы госбюджета.
Как на картинке.
Примеры для неподражания
Чтобы не быть голословным – есть примеры, которые просто просятся, чтобы их внесли в учебники по экономике. Сколько раз говорено, что лучший способ растить теневую экономику и по этой причине сокращать доходы госбюджета – это поднимать налоги.
Но мы таки определенно рождены, чтобы снабжать мир примерами “как делать нельзя”. В конце сентября агентство Кантар(оно исследует разные товарные рынки) опубликовало данные своего исследования, согласно которому у нас в тени уже 15,9% табачного рынка. Точнее – рынка сигарет, я специально уточнил, что они исследовали только сигаретный сегмент.
Это рекорд. Я не помню такого, чтобы в последние лет 10 в табаке 1/6 рынка сидела в тени. Это, наверное, мировой рекорд, если не считать страны, где полный паралич государственных институтов.
Причина – очевидна, она подтверждена кучей фактов, исследований и даже заключением такой серьезной госструктуры, как Счетная палата, я писал об этом уже как-то.
Та публикация вышла ровно год назад, когда не могли быть видны последствия январского(2021 год) очередного повышения акцизов на сигареты и прочие табачные изделия. Но год назад было понятно, что акцизы поднимут, а потому я уже тогда прогнозировал, что в ответ будет расти тень.
И тень выросла – более чем вдвое, до 15,9%, по оценкам Кантар. Какого, спрашивается, повышения акцизов не хватает на 2022 год?
Почему такой резкий рост тени? Если раньше тень тоже росла, но все же не настолько быстро? А потому что в Украине сигареты стали из-за налогов невероятно дороги – мы вышли на нисходящую ветку кривой Лаферра. К примеру, пачка одного из самых популярных международных брендов стоит ровно час работы для украинца, получающего среднюю по стране зарплату. Для сравнения – в Польше и других соседях по другую сторону западной границы – меньше 20 минут.
Что показывает график? Он показывает, что до определенного момента тень растет пропорционально росту налогов. Но, начиная с какого-то уровня цен при дальнейшем росте налогов тень начинает расти быстрее. Потому что у покупателя заканчиваются возможности успевать за ростом налогов. И он переключается на суррогаты, на нелегальную продукцию, да мало ли на что еще.
С сигаретами сейчас именно это видим по итогам повышения акцизов в начале 2021 года – смотрим в график.
А что со стиками для нагревательных систем? Там еще жестче. Это пока еще небольшой кусок рынка – стики предпочитают те курильщики, кто хотел бы снизить риски, но бросить курить не готов. Их пока немного, было бы неплохо, чтобы заядлые курильщики могли иметь выбор, но налоговая политика их такого выбора лишает. В январе 2021 года на стики резко – более чем вчетверо, подняли размер акциза. По идее, это шок и ужас, рынок должен был грохнуться. Так оно и случилось. К сожалению, аналогичного исследования именно по сектору стиков у Кантар нет, но есть данные самих производителей.
Агентство Интерфакс-Украина со ссылкой на данные "Филип Моррис", сообщило, что поступления в госбюджет от продажи ТИЭН(это стики – табачные изделия с электрическим нагреванием) в четвертом квартале 2021 года снизятся на 60-70% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. То есть – примерно втрое. "Кроме этого, мы уже зафиксировали на территории Украины первые поставки контрабандных ТИЭН из соседних стран, где цены на них ниже”, - заявил агентству Интерфакс-Украина Костас Сальварас, который руководит "Филип Моррис" в Украине. Собственно, контрабанда и сокращение легального рынка стиков – это и есть причина падения бюджетных поступлений от налогов на этот товар. “Это рынок, детка”, - как было сказано в одном популярном мэме.
К началу 2022 года готовят очередное повышение акцизов – несмотря на негативный результат от предыдущего повышения. Картинка – на столе. Она ооочень красноречива – и в ней мой личный прогноз на 2022 год.
В очередной раз настаиваю на том, что курить не бросят – но бросят курить легальное. Безумный рост налогов не заставит людей обзавестись привычками к здоровому образу жизни. Только рост личных доходов, повышение доступности спорта, качественной еды и досуга, но не рост налогов. Безумный раздувание налогов не принесет увеличения поступлений в госбюджет: Счетная палата, на которую я чуть раньше ссылался, показала, что в итоге имеем недобор против планов только по акцизам. А мы ж еще должны учитывать и падение сбора НДС, налога на прибыль и зарплатных налогов в связи с сокращением легального сегмента.
А что еще?
Несмотря на то, что из законопроекта 5600 кое-что вычистили, в нем основные удушающие нормы все же остались. Не без оснований эксперты утверждают, что вычищенные из него нормы и были туда изначально внесены только для того, чтобы “сдать” их, сделав вид, что власти идут на уступки здравому смыслу. И тем самым сберечь наиболее одиозные.
Ужесточение контроля налогоплательщиков – и неизбежное при этом создание коррупционных рисков:
— внеплановые проверки по факту декларирования возмещения НДС из бюджета или налогового кредита в счет будущих платежей (сегодня работает ограничитель в 100 тысяч грн);
— неограниченное право «бомбить» запросами на получение информации по факту так называемых подозрений в нарушении законодательства (действующая норма — для запроса нужен факт нарушения);
— без решения суда изымать наличность и средства с банковских счетов плательщиков в случае 90-дневного налогового долга по согласованным в декларациях обязательствах. Это вообще смахивает на рэкет.
Усиление регуляций и налоговых ставок:
— многократное повышение ставок акцизного сбора и налоговых обязательств по табачным изделиям(скажется на ценниках и приведет к вытеснению легальных производителей и торговцев);
—повышение ставок акцизного сбора по алкоголю(скажется на ценниках и приведет к расширению теневого сектора);
—повышение платы за пользование радиочастотным ресурсом(скажется на стоимости мобильной связи);
—для промышленности в 3 раза вырастет размер налога за выбросы двуокиси углерода(скажется на ценах примерно на все);
— повышение налоговой нагрузки на мелких сельхозпроизводителей(для них хотят ввести ежегодный расчет и уплату так называемого минимального налогового обязательства - МЗП), что приведен к резкому увеличению ими платежей в бюджет;
— повышение налогов при продаже находящейся в личной собственнности недвижимости;
— сужение круга бизнесов, имеющих право использовать упрощенную систему налогообложения(единый налог);
— расширение сферы применения кассовых аппаратов(РРО).
Мы сами своими руками лепим себе проигрыш в конкурентной борьбе за налогоплательщика? Нам не нужно восстановление экономики? Что вообще происходит и зачем?