Чудная история с WebMoney радует стандартностью. Жил-был бизнес. Рос, никому не мешал. Помогал клиентам. Зарабатывал деньги собственникам. Содержал энное число сотрудников. Понятное дело – платил налоги. И вот ему предъявили серьезные претензии налоговики, так что теперь он оправдывается перед клиентами и госорганами. Не хочу сглазить, но у WM, вскоре все, будет уже хорошо. Как они этого добьются – мне даже фантазировать страшно. Но как-то они сумеют. Понятно, что у боссов компании прибавится седых волос, а у бенефициаров – злости на украинский инвестиционный климат.
Меня во всей этой замечательной истории волнует не столько сам WM – они выплывут, в конце концов, надеюсь, – сколько чудный и зверский ее антураж. Четко просматривается такая себе «линия партии», как было принято говорить в совковые времена. И линия состоит в том, чтобы монополизировать те или иные бизнесы. Расчеты в онлайне, хлеб в столице, перевозки через Одессу и кредиты госмонополиям, импорт горючки и авиаперевозки, асфальт и водка – об этом шуршат в вонючих курилках и за столиками в дорогих ресторанах.
Проблема, однако, в том, что прокормить такие монополии Украина не в состоянии. Безалаберный и дырявый «типа бизнес» может благоденствовать только на жирной подушке из нефти, газа, леса, золота и алмазов. Ничего этого в ощутимых количествах в Украине нет. Здесь – и нам в этом смысле круто повезло – есть реальные возможности только для таких бизнесов, в которых надо наклоняться за каждой гривной, а для воровства зазоров особенно и нет. Там, где кажется, что зазоры такие есть, все-таки воруют. Но потом удивляются конечному результату и горько каются.
Мы вот о возможности делать бизнес в Европе пишем нынче (стр. 16). Все говорят, что в Украине налоги ниже. Но делать бизнес почему-то предпочитают в Европе. Или, по крайней мере, хранить там его мозг и кубышку. Потому что кроме налогов явных в Украине приходится нести еще и колоссальное неявное фискальное бремя.