Крупный агрохолдинг закупает системы для производства биогаза и планирует буквально за считанные годы стать углеродно нейтральным. Иначе экспорт его мяса в Евросоюз – самый сладкий для него рынок, остановится. Маленькие агрокомпании покупают системы, которые позволят досушивать зерно и семена подсолнуха на тепле, получаемом от сжигания отходом их же выращивания. Фермеры-индивидуалы покупают дроны, потому что ими можно аптекарски точно вносить дорогущие средства защиты растений. Это – новая украинская агрореальность.
И другой уже не будет.
Аграрии тратят массу сил и денег на внедрение систем, позволяющих прогнозировать урожай и осуществлять точное внесение химикатов, на оснащение сельхозтехники поддержкой GPS и на покупку беспилотных летательных аппаратов, на решения и устройства с IoT, с помощью которых можно отслеживать вегетацию и созревание отдельных культур, контролировать состояние здоровья животных и строить фермы закрытого цикла.
Цель всех этих усилий отнюдь не только в том, чтобы добиться роста урожайности на 30% или экономии топлива на 20% для техники, работающей в полях. Да, все это тоже важно, ведь автоматизация и диджитализация процессов обеспечивает рост эффективности и рентабельности бизнеса.
Но если еще три-пять лет назад smart farming был чем-то экзотическим и своеобразной данью моде, то сейчас инвестиции в технологическую и цифровую составляющую просто необходимы для того, чтобы успешно конкурировать на агрорынке. Как в Украине, так и за ее пределами. Даже не так – это необходимо, чтобы на этом рынке остаться.
Новые технологии в сельском хозяйстве Украины - спутники и дроны
Когда инновации только пришли в украинский АПК, аграрии возлагали большие надежды на точное земледелие. Но далеко не всегда итоговый результат от применения таких технологий был удовлетворительным. Главным образом потому, что многие фермеры выбирали лишь отдельные, фрагментарные, решения.
Например, занимались картографированием полей, но игнорировали дифференцированное внесение удобрений или ядохимикатов. Либо оснащали тракторы и комбайны современными системами GPS-мониторинга, но при этом не уделяли внимание оптимизации режима работы техники, чтобы снизить ее простои и повысить продуктивность.
Поэтому все чаще сельхозпроизводители приходят к тому, что именно комплексное внедрение точного земледелия дает наилучший эффект. Грамотно реализованные системы способны обеспечить прирост урожая до 30–40% при сокращении затрат на 20–30%.
Условно точное земледелие можно разделить на два блока. Первый – это устройства, машины и механизмы, которые участвуют во всей производственной цепочке. «Умные» датчики, отслеживающие влажность и кислотность почвы, системы GPS-мониторинга и контроля расхода топлива для сельхозтехники, беспилотные летающие аппараты (дроны), которые проводят съемку полей, занимаются внесением удобрений, распылением пестицидов, автоматизированные системы орошения, погодные станции и т. д.
Вторая составляющая – обработка данных, интеграция упомянутых решений в единую систему и удаленное управление ими. Это – программное обеспечение, которое является своеобразным центральным пунктом связи между машинами и полями. Такой софт дает возможность фермеру в режиме онлайн получать и обрабатывать данные со всех датчиков и устройств, а также анализировать причины, которые приводят к потере урожая, и прогнозировать будущие посевные.
Да, все эти технологии стоят недешево. В зависимости от масштаба бизнеса, объем необходимых инвестиций может составлять от нескольких десятков до сотен тысяч долларов. В то же время, такие вложения оправдают себя буквально в течение считанных лет, особенно на фоне растущей себестоимости сельхозпроизводства, которая вынуждает фермеров искать пути снижения издержек. Кстати, о себестоимости.
Новые разработки в сельском хозяйстве - бактерии во благо
Спрос на экологически чистые продукты в мире продолжает расти. По данным Statista, ежегодно глобальный рынок здоровой еды увеличивается, в среднем, на 3%, и по итогам 2021 года его объем достигнет 812 млрд. долл.
Как ни странно, пандемия подтолкнула многих людей к тому, чтобы пересмотреть модель своего питания и отношение к еде в принципе. Причем, суть не только в тех компонентах, из которых производятся пищевые продукты, но и о методах и подходах, которые применяются при выращивании зерна, овощей и фруктов, при разведении животных и птицы.
Это означает, что сфера агробиотехнологий получает карт-бланш на ближайшие несколько лет. По прогнозам экспертов, к 2025 году рынок агробиотеха вырастет до 11,6 млрд. долл., что вдвое больше, чем его объем в 2020-м.
Прежде всего, речь идет о разработке и создании безвредных для человека пестицидов, которые основаны на естественных организмах, таких как вирусы, бактерии и грибки. По сравнению с традиционными химикатами, это – более здоровый и устойчивый способ искоренения нежелательных проблем с растениями.
Второе крупное направление – производство органических удобрений. В их основе находятся компоненты, которые имеют естественное, природное происхождение. Навоз, помет, перегной, торф, отходы брожения. Правда, проблема в том, что при переработке органики сложно добиться ее стабилизации и точно рассчитать норму внесения для каждой отдельно взятой культуры.
Отчасти, компенсировать эти недостатки может использование бактериальных удобрений и микроудобрений. Пусть они и не могут полностью снабдить растения питательными веществами, но бактериальные удобрения прекрасно справляются с компенсацией отсутствия бактерий в почве, они в своем составе имеют живые культуры, которые чем-то похожи на бифидобактерии в йогуртах. Микроудобрения подходят для «подкормки» урожая, компенсируя недостаток конкретных минеральных веществ в почве. При правильной дозировке эти удобрения не представляют никакой угрозы для окружающей среды.
Не менее важен вопрос здорового питания скота и птицы. Исследования подтверждают, что органические корма приводят к улучшению иммунитета животных по сравнению с минеральными добавками. При этом, в мясе после забоя скота и птицы не остаются вредные соединения, которые могут спровоцировать аллергические реакции у человека или нарушение кишечной микрофлоры. В то же время, полный отказ от антибиотиков в животноводстве, за который ратуют некоторые эко-активисты, вопрос очень дискуссионный. В разумных дозах применение препаратов повышает устойчивость скота к различного рода заболеваниям и не приводит к скоплению антибиотиков в опасной концентрации в мясе.
IT технологии в сельском хозяйстве - без вреда и без следа
Огромное влияние на АПК, причем, не только в Украине, окажет внедрение стратегии Green Deal, которую официально инициировал и продвигает Евросоюз. Напомним: суть этой концепции заключается в том, что к 2050 году все страны, входящие в ЕС, должны избавиться от углеродного следа, который оставляют разные отрасли экономики.
Казалось бы, причем здесь мы? Дело в том, что украинская сельхозпродукция, которая экспортируется в Евросоюз, тоже попадает под действие Green Deal. Компании, которые не смогут добиться углеродной чистоты своих товаров, будут вынуждены платить повышенные пошлины при поставках в ЕС. Вплоть до полного запрета на экспорт для отдельных видов продукции, если Евросоюз сочтет ее чрезмерно «грязной».
Учитывая, как сильно украинские аграрии боролись за европейский рынок и ждали имплементации Соглашения об Ассоциации с ЕС, они вряд ли согласятся так легко этот рынок потерять. Придется перестраиваться.
Что это означает? А то, что сельхозкомпании будут еще больше инвестировать в качество продукции и в ее безвредность для окружающей среды. Как этого добиться? Путем создания органических производств, применения щадящих методов земледелия, которые снижают износ и не приводят к усталости почвы, рационального использования водных ресурсов, внедрения инновационных способов защиты урожая от вредителей и болезней за счет ограничения использования пестицидов и химических удобрений для растений и антибиотиков для животных. Все то, о чем мы уже говорили выше по поводу развития агробиотехнологий.
Также Green Deal – это повышенное внимание не только к самому продукту, но и к его упаковке, к отходам, которые возникают в результате деятельности агробизнеса. Поэтому производители массово станут отказываться от пластика (тем более, что в Украине уже принят закон № 1489-IX об ограничении распространения пластиковых пакетов) и будут всячески стимулировать вторичную переработку.
Помимо этого, декарбонизация будет стимулировать переход на «зеленую» энергетику. В частности, это может подтолкнуть строительство биогазовых, теплоснабжающих и электростанций, которые в качестве топлива используют растительное сырье (солому, силос) и результаты жизнедеятельности животных (помет, навоз).
Причем, у аграриев еще есть время подготовиться к Green Deal, поскольку в ближайшие два-три года это их не затронет. Тем не менее, Евросоюз уже предупредил украинскую власть, что к Украине будет особый подход в рамках внедрения механизма углеродной корректировки импорта (CBAM). Ориентировочно, СВАМ начнет действовать в 2025–2026 годах.
Роботы в сельском хозяйстве везде и повсюду
Роботы и АПК – вещи, казалось бы, несовместимые. Но и в сельском хозяйстве им нашлось место. Например, сельхозтехника оснащается уже не только GPS-навигацией, но и автопилотом, благодаря которому она может работать практически без участия человека. Роботизированные доильные аппараты сами определяют, когда нужно доить молоко. А роботы для автоматического кормления скота отмеряют необходимые порции корма и следят за тем, чтобы животные не были голодными.
В полях роботы помогают бороться с сорняками и остатками растений, проводят анализ почв, обеспечивают мониторинг, удобрение и обработку урожая. Есть даже роботы для высадки семян, для полива и для обрезания виноградной лозы.
Использование таких разработок не только решает проблему использования ручного труда, особенно среди низкооплачиваемых профессий (например, есть роботы, которые передвигают горшки с растениями в садовых питомниках), но и помогает автоматизировать большинство процессов в хозяйствах небольшого и среднего размера.
Фермы закрытого типа в Украине
Именно поэтому большое будущее у ферм так называемого закрытого типа. Это –комплексы для круглогодичного выращивания овощей, фруктов, зелени по принципу гидропоники (без почвы, с помощью питательного раствора) или аэропоники (почву в данном случае заменяет аэрозоль c минеральными и прочими веществами). Такая ферма запросто может поместиться в морском контейнере, что требует гораздо меньших, по сравнению с обычным хозяйством, инвестиций. Зато урожайность, в зависимости от выбранного типа и вида культур, может быть в 1,5–2 раза выше, чем на открытом грунте или в теплицах.
Как раз автоматизация и роботизация в фермах подобного формата не просто уместна, она там необходима. Точная настройка всех систем жизнедеятельности фермы (освещение, орошение, увлажнение, поддержание температуры и т. д.) позволит управлять вегетацией и созреванием урожая, что называется, в один клик. Это можно делать со смартфона или планшета, не нанимая армию сотрудников.
Учитывая растущую потребность в свежей плодовоовощной продукции независимо от времени года, небольшие фермы станут прекрасным плацдармом для реализации бизнес-идей тех предпринимателей, которые хотят попробовать себя в агробизнесе, но не имеют сил и ресурсов, чтобы тягаться с крупными сельскохозяйственными холдингами. Хотя им это и не нужно, так как гидропоника и аэропоника - довольно немассовые для Украины направления, (пока) и места хватит всем.
И еще один серьезный довод в пользу таких систем: они могут размещаться рядом с потребителями, используя те части городского пространства, которые не интересны в качестве мест для размещения жилья, офисов и коммерческих объектов. Резкое сокращение затрат на логистику и времени на доставку к прилавку – несомненный и серьезный плюс в борьбе за место на полке и кошельки потребителей.
Ранее мы писали о том, сколько денег украинцы уже заработали на рынке земли.