Земельная реформа под угрозой срыва. У ее оппонентов много вопросов к механизму купли-продажи земель и защите прав мелких фермеров. Депутаты и правительство обещают учесть максимум замечаний, и все-таки намерены до конца 2019 года дать отмашку рынку сельхозземель.
Об этом сообщают Деньги.ua.
Верховная Рада 13 и 14 ноября 2019 года приняла в первом чтении два законопроекта, которые являются основой земельной реформы. Их инициировали депутаты партии “Слуга народа“. На 12 декабря планировали внеочередное заседание ВР и голосование во втором чтении. Но не сложилось из-за дикого скандала накануне – на слушание в профильный комитет явились представители “Свободы“ и устроили мордобой.
Законопроект № 2178-10 предусматривает снятие моратория на продажу сельхозземель с 1 октября 2020 года, также в нем прописаны условия сделок с сельхозземлями. Законопроект № 2195 обязывает продавать и покупать земли сельхозназначения только на электронных аукционах.
Читай также: Госгеокадастр открыла доступ к данным о земле
Прошел месяц, но земельная реформа ко второму чтению не готова, так как встретила серьезное сопротивление некоторых политиков и представителей агробизнеса. Кроме того, к законопроекту № 2178-10 к началу декабря было подано свыше 4 тыс. поправок. По словам лидера фракции “Слуга народа“ Давида Арахамии, количество поправок может в итоге достичь 6 тысяч, и их придется вносить 10–12 дней.
Тем не менее, депутаты все-таки надеются принять земельную реформу в декабре, чтобы страна вошла в 2020 год с конкретной датой и условиями запуска рынка земли.
- Иностранцы – в очередь
Концепция земельной реформы осталась в том же ключе, как ее анонсировал еще в начале осени премьер-министр Алексей Гончарук. Сельхозугодья смогут покупать исключительно украинцы, украинские компании, территориальные общины или государство. Иностранцев к рынку земли не допустят. Пока. По задумке авторов законопроекта № 2178-10, возможность приобретать сельхозземли у зарубежных компаний и граждан-нерезидентов появится не раньше 1 января 2024 года.
Есть, правда, исключения. Иностранцы смогут получать землю в наследство. Но, после этого они будут обязаны в течение года перепродать ее. Кроме того, юрлица-нерезиденты получат право приоритетного выкупа земельных участков после запуска рынка, если будут соответствовать двум требованиям.
Читай также: Комитет Рады рассмотрит законопроект о рынке земли завтра
“Такие юридические лица должны работать в Украине более трех лет. Это значит, что с момента регистрации компании в соответствии с законодательством Украины прошло минимум три года. Второе условие – право аренды и эмфитевзиса (права долгосрочного пользования) возникло до момента вступления в силу законопроекта“, – объясняет Яна Пиоро, младший юрист юридической компании JN Legal. Фактически, речь идет о том, что легализуют присутствие тех иностранных агрохолдингов, которые уже зашли на рынок. Что ж, их лоббисты не зря ели свой хлебушек с маслом. Хотя именно этот пункт могут из текста закона исключить.
Есть ограничения и на площадь земель, которая может быть сконцентрирована у одного собственника. В пределах объединенной территориальной общины – не более 35% сельхозземель, в пределах одной области – не более 8% сельхозугодий. А в рамках страны в одних руках может быть 0,5% всех земель сельхозназначения. По данным Госслужбы по вопросам геодезии, картографии и кадастра, общая площадь сельхозугодий в Украине составляет около 42,7 млн. га. Соответственно, один владелец не сможет контролировать более 213 тыс. га.
Не исключено, что лимиты владения могут быть и снижены до 50–70 тыс. га на одного собственника.
- Полцарства за гектар
Читай также: Законопроект о рынке земли могут не принять до конца 2019
Один из основных аргументов, который используют противники земельной реформы – это опасения, что землю у ее нынешних собственников скупят за бесценок крупные агрохолдинги. Законопроект № 2178-10 на этот случай предлагает своеобразный предохранитель: стоимость земли не может быть меньше, чем ее нормативная денежная оценка. По данным ликвидированного Минагрополитики (приказ от 18 декабря 2018 года № 605), НДО 1 га пашни, в зависимости от региона, составляет 21–34 тыс. грн. По словам Алексея Мушака, советника премьер-министра по экономическим вопросам и земельной реформы, сразу же после открытия рынка, средняя стоимость 1 га может достичь 2 тыс. долл.
Уполномоченный президента Владимира Зеленского по земельным вопросам Роман Лещенко, со своей стороны, заявил, что бесконтрольная скупка земель после снятия моратория в принципе невозможна. По его словам, 68% угодий, а это почти 28 млн. га, принадлежит пайщикам. И если они не захотят продавать свою землю, никто не сможет заставить их это сделать.
В то же время, юристы считают, что модель земельной реформы неидеальная. Она не содержит действенные механизмы защиты от концентрации земель у одного собственника в обход ограничения. Лазейки в законодательстве остаются. “Например, не определен уполномоченный орган контроля и алгоритм предупреждения и противодействия концентрации земельного банка как в руках крупных агрохолдингов, так и номинальных держателей“, – рассказывает Ирина Земляная, партнер, адвокат юридического агентства “Абсолют“.
Не защищен рынок и от вторжения нерезидентов. По разным оценкам, суммарно компании с иностранными инвестициями обрабатывают в Украине уже около 3,5–4 млн. га сельхозземель. И очевидно, что они будут стремиться получить земельный банк в свою собственность.
Читай также: Концентрацию земли в одних руках планируют уменьшить
“Заинтересованные лица будут искать обходные пути ограничения. Предположительно, это может быть выкуп земель через несколько юрлиц или же подставных физлиц, оформление на близких родственников. Эти схемы позволят заполучить земельные участки в обход идеи законопроекта, не нарушая его фактически“, – приводит пример Яна Пиоро.
- Разберемся без наставников
Судя по риторике правящей партии и членов правительства, снятие моратория все-таки неизбежно. Причем, как объяснил министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов, заявления о том, что формат земельной реформы Украине диктуют международные доноры в лице МВФ и Мирового банка, – выдумки. “Это – наше внутреннее дело, какой рынок земли мы сделаем“, – говорит Милованов. Поэтому власти и бизнес будут искать компромисс.
Как именно трансформируется законопроект ко второму чтению, сказать пока сложно. Но, по словам спикера парламента Дмитрия Разумкова, обсуждается возможность снижения порога концентрации земель у одного собственника до 50 тыс. га. То есть в четыре раза.
Помимо этого, Владимир Зеленский заверил, что в законопроект будет внесена норма о возможности продажи земли иностранцам только после всеукраинского референдума. И еще президент сказал, что в 2020 году из госбюджета выделят 4 млрд. грн. на поддержку малых фермеров.
Читай также: Стала известна средняя цена на землю в регионах Украины
Также открыт вопрос создания государственного земельного ипотечного банка, который будет управлять сельхозземлями, принадлежащими государству и выдавать льготные кредиты сельскому населению и мелким фермерам. “Земельный ипотечный банк нужен еще и для того, чтобы поддержать высокую цену на землю“, – заявил на парламентских слушаниях Юрий Лупенко, директор Института аграрной экономики.
Правда, Алексей Гончарук пообещал, что фермеры в любом случае получат доступ к дешевым кредитам на покупку земель. “Мы планируем создать инструмент, который бы компенсировал процентную ставку“, – объяснил Гончарук.
Павел Харламов
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook