Мир стремительно меняется. У нас – идеальный шторм. Или идеальный ветер. Кому как. Собственно, весь номер о том, что будет в 2022 году. Итак, по порядку.
Первое: меняется мировой финансовый уклад – страны выходят из полосы безудержного печатания денег. Впереди – лопающиеся пузыри, рост ставок, рост цен. Точнее – продолжение роста цен. Впереди – суперцикл высоких цен и роста ВВП. Впереди – обнуление старых лидеров и взлет новых. И что интересно, на этот раз список лидеров только отчасти будет определяться личными вкладами участников, а по большей части – их доступом к господдержке. Ага, именно вот так.
Второе: страны вступили в полосу зеленой трансформации. Да, у нас впереди декарбонизация, снижение выбросов и прочих загрязнений, высокие эконалоги и высокие экосубсидии. Кому как повезет. Это будет (да уже есть!) период невероятной экономической несправедливости. Я тут не о том, что "от каждого по способностям – каждому по потребностям". Я тут о том, что под предлогом зеленой трансформации развитые страны пытаются законсервировать свое лидерство по отношению к развивающимся. Тут история примерно как с попытками запрета на политическую рекламу. Такие запреты ставят барьер перед новичками, оставляют в фокусе внимания только действующие политические силы. То же самое и с зеленой трансформацией: под предлогом недостаточной экологичности конкурентов на них повесят эконалоги, за счет сбора которых будут субсидировать экомодернизацию собственных производств и энергетики. "А что, так можно было?", – тоненько ноет в углу прежний протекционист. "Так нужно было!", – бодрячком распинаются гретытурнберги в костюмах от Китон.
Третье: цифровая трансформация. Это, пожалуй, из трех описанных единственный тренд, который будет реализовываться за собственный счет трансформирующихся. С ним все более или менее понятно: использование разнообразных смарт-подходов – от блокчейна и умных лампочек до IoT (интернет-вещей). Это – колоссальное сокращение в потреблении ресурсов и снижении себестоимости, в повышении эффективности и клиентоориентированности. Мне это нравится. Мне это напоминает историю с ABS – антиблокировочными системами. Сперва их делали эксклюзивно для палубных истребителей, и они стоили дурных денег, так как были чисто механическими. Потом их начали ставить на авто премиум-класса, где они тоже стоили, как крыло от истребителя. Потом, по мере появления электронных компонент в системах, оказалось, что можно снижать их себестоимость. И теперь они стоят чуть ли не во всех авто среднего класса. Вот примерно так будет и с цифровой трансформацией. Когда, к примеру, фермер снизит в разы траты на производство молока и малины за счет умной фермы и ботов. А изготовители всякого крафтового домашнего инвентаря смогут продавать свои изделия от Варшавы до Сан-Франциско, хотя сидеть и мастерить будут в Бердичеве или Черкассах.
Кто сумеет использовать эти ветровые течения к свой пользе – тот победит, кто не сумеет – тот будет тонко плакать в углу о своей незавидной судьбе. Мир вообще любит креативных, амбициозных и мобильных. Так повелось со времен охоты на мамонтов. Так и сейчас.
К слову о цифровой трансформации. "Деньги" окончательно уходят в цифру, хотя двигались в этом направлении уже последние лет пять. Мы продолжим существовать в Интернете и в цифровом виде. До встречи в 2022 году!