Александр Крамаренко: Время дурных денег

Мы немного о том, что там у нас с деньгами, и как оно дальше будет. У мира что-то вроде тяжелой финансовой простуды. Стадия сейчас – начало выздоравливания. А впереди – небыстрое восстановление.
Александр Крамаренко: Время дурных денег
Главный редактор журнала Деньги.ua Александр Крамаренко / Коллаж: dengi.ua

У нас на дворе сейчас плавно подходит к концу короткая эпоха дешевых денег – первое, что приходит в голову. Дикий перегрев печатных станков в центральных банках – общее впечатление. Федеральная резервная система «напечатала» около 4,5 триллиона долларов, удвоив свои активы с ноября 2019 года. 3,6 триллиона евро «напечатал» за последние два года Европейский центральный банк, нарастив свои активы чуть менее, чем вдвое. Пока длились локдауны, и экономики искусственно тормозились, эта прорва денег мало сказывалась на ценах. Потому что оборот денег замедлился, это не слишком влияло на все – разве что поддерживало спрос, давало возможность выплачивать пособия за сидение дома.

Читай также:

К слову, масштабы этой помощи сидящим в локдауне были ощутимыми в развитых странах, в отличие от Украины. Именно поэтому украинская экономика просела в 2020 году сильнее, а в 2021 году восстанавливается медленнее, чем у ближайших соседей. Но, как говорит один очень популярный отечественный миллиардер, «ты можешь брать все, но на выходе – касса, где надо платить». И вот подошло время платить.

Причем, платить в самом прямом смысле слова: взлет цен на продовольствие во всем мире был ожидаем и понятен, рост цен на энергоносители – тоже. Но наряду со всем этим правительства самых разных стран допустили ряд совершенно идиотских, по-левацки безумных шагов, которые усилили шок от последствий коронавирусного кризиса-2020. Я имею в виду, прежде всего, поспешное и неоправданно масштабное усиление планов по поводу декарбонизации. Корпорации тут же заложили в свои ценники будущие затраты на декарбонизацию – отказ от ископаемого топлива, отказ от некоторых видов природного сырья, необходимость усиленных мер по ресайклингу и менеджменту отходов. Спору нет, надо беречь природу, но резкое усиление нормативов и лихорадочное ускорение процессов буквально вслед за шоком от короны – это как? В каких бизнес-школах и университетах учат такому филигранному конструированию идеального шторма?

Читай также:

На фоне этих стараний уже не особо впечатляет и пацанская игра на повышение цен от российского Газпрома, который загоняет своих европейских клиентов (включая Украину, конечно же) в долгосрочные договора с высокими закупочными ценами и в вынужденное согласие на работу Северного потока-2.

Глядя на 6,2% годовых инфляции в США, наши 11% по итогам года в гривне уже не воспринимаешь, как нечто греховное, а действия НБУ по сдерживанию инфляции расцениваешь, как просто хирургически выверенные. Между прочим, в ноябре едва ли не впервые за многие годы приход иностранного займа в валюте сопровождался симметричной по объему скупкой валюты Нацбанком на межбанковском рынке. В этом месте должны звучать аплодисменты. Хотя вопросов к НБУ все равно остается немало.

Ах да, у нас там еще есть такая штука как налоговый шок – на столе в Раде лежит готовый ко второму чтению законопроект № 5600, которым фискальное давление может быть усилено до неприличия. Это – просто отличный инструмент, если в качестве его цели понимать добивание ростков экономического восстановления после «короны». И это – худший из возможных инструментов, если оценивать его влияние на экономику в 2022 году – в году высокой инфляции и дорогих денег.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK