Не изменится монетарная политика Нацбанка. Ее дальнейшее смягчение вряд ли возможно при росте девальвационных настроений и ускорении темпов инфляции. Но и ужесточение монетарных мер может привести к полной остановке кредитования и ударит по ВВП. И повысит цену заимствований по ОВГЗ для Минфина.
Поэтому НБУ вряд ли будет сильно увеличивать учетную ставку. По крайней мере, регулятор обещает держать ключевую ставку «…ниже нейтрального уровня до конца 2020 года и на протяжении большей части 2021-го».
Что, в целом, неприятно, так это – приостановка начатых реформ. Налоговой реформой даже не пахнет. В здравоохранении – развал и хаос. На подходе запуск рынка земли. Напомним, что согласно нормам закона № 552-IX мораторий на операции с сельхозземлями утратит силу 1 июля 2021 года. Но если к этому моменту не будут готовы инфраструктура (работающие реестры и прочее), а также подзаконная база, которая урегулирует сделки с землей и обеспечит их прозрачность, то открытие рынка земли окажется под угрозой. А ведь он может (и должен) стать мощнейшим стимулом притока инвестиций и валюты в Украину.
Вообще, перспектива экономических реформ сильно зависит от ситуации в правительстве. Пока напрямую об отставке команды Шмыгаля не говорят. Хотя в ноябре депутаты предпринимали попытку отправить Кабмин на покой. Тогда не получилось. Но принимая во внимание недовольство действиями правительства по ужесточению карантинных мер и отсутствием реальных инструментов поддержки бизнеса, есть большая вероятность, что в первом полугодии мы увидим очередную перезагрузку исполнительной власти.
Ищем компромисс
Очень нужно Украине договариваться с международными партнерами. В первую очередь, ради дешевых кредитов, которые пойдут на финансирование бюджетных (социальных) программ и рефинансирование прежних долгов. Пусть 2021 год и не будет пиковым по уровню погашения, но в общей сложности Украине придется выплатить почти 9,9 млрд. долл. при уровне чистых валютных резервов НБУ около 15 млрд. долл. (26 млрд. долл. – с учетом предоставленных международными финорганизациями кредитов). Общий уровень внешнего госдолга по оценкам Ukraine Economic Outlook к концу 2020 года составит 57% ВВП.
Но в переговорах с тем же Международным валютным фондом пока никакой конкретики. Зеленский уверяет, что провел «душевный» разговор с директором-распорядителем МВФ Кристалиной Георгиевой, и миссия Фонда вскоре приедет в Киев. В то же время, МВФ, со своей стороны, требует от Украины решения вопросов по Конституционному Суду и антикоррупционному блоку, госбюджету-2021 и работе Нацбанка.
Но позиция Конституционного Суда относительно е-деклараций показала, что антикоррупционная инфраструктура может рассыпаться в один момент. Ради взаимоотношений с международными донорами ее, безусловно, восстановят, чтобы у них создавалась видимость серьезной борьбы с коррупционерами. Владимир Зеленский, например, подал в Раду законопроект о возврате уголовной ответственности за недостоверные данные в декларациях. Но опыт 2019–2020 годов подсказывает, что пафосное «Весна придет – сажать будем» так и останется предвыборным лозунгом. А зарубежные партнеры уже научились отличать жиденькую дымовую завесу законотворческих маневров от реального костра имени Великой Антикоррупционной Инквизиции.
В любом случае даже при самых оптимистичных раскладах новый транш станет реальностью не раньше первого квартала 2021 года.
Но зато расщедрился Евросоюз. 9 декабря Украина получила от Еврокомиссии первый транш макрофинансовой помощи (низкопроцентного кредита) в размере 600 млн. евро по ставке 0,125% с погашением в июне 2035 года. «Полученные средства будут направлены на финансирование расходов государственного бюджета, что будет способствовать поддержанию финансовой стабильности в Украине», – объяснил министр финансов Сергей Марченко.
Что это даст реально? Закроют самые острые проблемы последнего месяца 2020 года. Транш по величине примерно эквивалентен недельным расходам украинского госбюджета. Только и всего.
АПК, руда и Китай
Важными точками роста для украинской экономики станет появление вакцины от коронавируса, а также восстановление внешней торговли.
По итогам 2020 года по сравнению с 2019 годом внешняя торговля товарами просядет. Предварительные оценки говорят о том, что экспорт упадет на 3,2%, а импорт сократится на 13%. При этом отрицательное сальдо торговли товарами за 11 месяцев 2020 года, по сравнению с январем–ноябрем 2019 года, сократилось с 8,2 млрд. до 3,9 млрд. долл.
Правда, есть очень высокая вероятность, что экспорт услуг поддержит наш внешнеторговый баланс настолько, что компенсирует отрицательное сальдо торговли товарами. И суммарно внешняя торговля товарами и услугами даст даже позитивное сальдо. То есть мы обнаружим в цифрах итогового внешнеторгового оборота то, о чем подозревали, видя летом и осенью на щитах обменных пунктов относительно стабильный курс гривны.
В 2021 году ситуация на мировых рынках может сыграть на руку Украине. Во-первых, растут цены на продовольствие. Индекс продовольственных цен в ноябре 2020 года составил 105 пунктов, что на четыре пункта выше октябрьского значения и на 6,4 пункта выше, чем в ноябре 2019 года. Учитывая, что АПК в общей структуре украинского экспорта превышает 40%, это – хорошая новость.
Во-вторых, дорожает железорудное сырье. Цены на ЖРС с лета 2019 года выросли почти в 1,5 раза. Для Украины, как одного из главных производителей и поставщиков руды в мире, это тоже позитивный сигнал.
Важно и то, что экономика Китая, который является ключевым торговым партнером, восстанавливается быстрее, чем ожидалось. Товарооборот Украины и КНР за январь–ноябрь 2020 года составил 44 млрд. долл. Это открывает хорошие возможности для увеличения поставок ЖРС, молока, мяса, зерна, растительного масла.
Тем более, что поставки сельхозпродукции в ЕС могут притормозить. В частности, в Западной Европе активно внедряется Green Deal – программа перехода стран Евросоюза к 2050 году к нулевому выбросу парниковых газов и нулевому суммарному загрязнению окружающей среды. В том числе эта программа предусматривает потребление экологически чистой пищи с минимальным содержанием пестицидов. Но если минимизировать использование неприемлемых средств защиты растений можно относительно легко, хотя и недешево, то уменьшить так называемый углеродный след, то есть выбросы парниковых газов – это сверхзадача, требующая времени и колоссальных инвестиций.
Это может вызвать проблемы для украинских производителей, чья продукция не будет соответствовать конкретным нормам. Она или не попадет в ЕС в принципе, или будет облагаться дополнительными пошлинами. Правда, есть шанс, что правительство выторгует дополнительные переходные периоды, но слишком полагаться на это не стоит.
Ипотека важнее дорог
Еще вопрос, как и чем государство будет стимулировать внутренний спрос. Например, не зря так много претензий к «большой стройке», которую на разный лад нахваливает действующая власть.
Никто не говорит, что крупные инфраструктурные проекты – это плохо. Но одно дело, когда государство тратит много на инфраструктуру в условиях роста экономики. И совсем другое, если вместо поддержки спроса со стороны домохозяйств и микробизнеса миллиарды закапываются в дороги, а точнее – тратятся на оплату импортной техники, импортного битума, импортных услуг иностранных корпораций. И да, мы еще не говорили о коррупции при госзакупках, которая есть, куда ж без нее.
Логичнее бы направить ресурсы на компенсацию налоговых платежей, от которых можно было бы избавить микробизнес на время, на снижение фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Все это обеспечит и рост доходов населения, и станет локомотивом внутреннего спроса. И все – не теми путями, которые являются коррупционно рисковыми.
Еще один драйвер для экономики – дешевая ипотека. Она поддерживает строительство и приток инвестиций в жилье, развитие смежных отраслей, рынка стройматериалов в частности. Но опять же, многое зависит от того, как будет работать этот механизм. Если речь идет о льготных кредитах на покупку недвижимости – это одно дело.
Но если государство все-таки займется так называемой лизинговой схемой, когда сперва выкупает жилье и затем передает его на условиях аренды с выкупом непосредственным покупателям – это плохая идея, которая влечет за собой риски коррупции и махинаций.
Павел Харламов
Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.