Головы не подешевеют: Сколько стоит нанять хорошего управленца

Спрос на руководителей среднего звена есть - и этот спрос достаточно велик
Головы не подешевеют: Сколько стоит нанять хорошего управленца
Иллюстративное фото / depositphotos.com

Спрос на руководителей среднего звена есть! Да-да, несмотря на кризис, с управленцами компании не спешат расставаться. Потому что талантливый менеджер способен так организовать процессы и работу подчиненных, что бизнес будет преуспевать и зарабатывать при любых условиях.

Компании продолжают искать и нанимать управленцев. Но закрывают в основном «горящие» вакансии, расширением штата почти никто не занимается. Да и требования, которые работодатели предъявляют к кандидатам, в связи с эпидемией и карантином всерьез изменились. «Работодатели более избирательно относятся к подбору высокооплачиваемых сотрудников. Они руководствуются тем, что таких вакансий в компаниях стало меньше, а обязанностей – больше», – рассказывает Мария Панченко, директор по персоналу Новой почты.

Читай также:

Одно из ключевых условий – наличие у претендента на позицию руководителя среднего звена солидного опыта на аналогичной должности. Минимум два-три года, а лучше – пять лет. Также соискатель должен подтверить уровень компетенции и продемонстрировать, каких KPI он способен добиваться. Наиболее красноречиво об этом расскажет портфолио с примерами успешно реализованных проектов в прошлом. При этом особую ценность имеют навыки антикризисного управления, когда менеджер может предугадать негативные явления и минимизировать их влияние на бизнес.

Иными словами, на красивое резюме и богатый послужной список уже никто внимания ни обращает. Работодатель должен убедиться в том, что он нанимает настоящего профессионала, который выстроит продажи, оптимизирует процессы, вышколит сотрудников – чтобы выполнять и перевыполнять план.

Выполнить и перевыполнить

Наибольший спрос на управленцев в тех отраслях, которые, несмотря на кризис, наращивают обороты. Это – производители товаров на каждый день (FMCG), розничная и оптовая торговля, агропромышленный комплекс, транспортные и логистические компании, сфера телекоммуникаций и IT.

Весьма востребованы руководители отделов продаж. Например, на Work.ua на вакансии для главных «продажников» приходится 10% всех вакансий, открытых для управленцев. Такой соискатель должен обладать опытом работы три–пять лет, и, главное, обеспечивать выполнение планов по объему продаж, расширять клиентскую базу и увеличивать объемы сбыта, в том числе за счет развития новых каналов продаж. То есть нужно не просто продавать, а продавать как можно больше. Параллельно управленец на этой должности будет вести переговоры с крупными клиентами и партнерами, координировать работу подчиненных и контролировать финансовые показатели.

Читай также:

Компании, у которых есть сеть сбыта, ищут директоров магазинов. Работодатели сразу же указывают, что основная цель руководителя – увеличить прибыльность и сократить затраты (если читать между строк: вывести торговую точку из убытков). Помимо этого, необходимо параллельно развивать онлайн-продажи. Выходит, что директор магазина должен совмещать функции управляющего и маркетолога в одном лице.

Требуются начальники отделов маркетинга и рекламы. Причем, это должен быть специалист, который сумеет выстроить стратегию продаж в условиях низкого или падающего спроса. Ведь одно дело – раскрутить продукт или услугу, когда экономика растет. И совсем другое, когда потребители считают каждую копейку, и их нужно убедить потратить деньги.

Читай также:

«Будут востребованы специалисты в маркетинге, которые смогут предлагать конкурентоспособные решения и использовать многофакторный анализ для прогнозирования и разработки сценариев для бизнеса», – говорит Виктория Желдак, HR-директор корпорации «Биосфера».

К слову, практически во всех вакансиях для управленцев-маркетологов прописано, что необходимо делать упор на продвижение именно в Интернете, за счет социальных сетей в том числе.

Учет в надежных руках

Бизнес активно ищет главных бухгалтеров и финдиректоров. И это вполне объяснимо: финансист может искусно управлять доходами и затратами, оптимизировать налоговую нагрузку (в рамках законодательства, разумеется). Да и с проверяющими из налоговой и других госорганов явно придется иметь дело. Тем более, что после окончания карантина прекращает действовать мораторий на некоторые проверки, поэтому ревизоры будут рвать и метать. Впрочем, многие проверки проводятся – контролирующие органы умеют обходить ограничения.

Рука об руку с главными бухгалтерами и финдиректорами идут руководители юридических департаментов. Если компания сравнительно небольшая, то без этой должности, в принципе, можно обойтись. Но когда объемы бизнеса уверенно переходят порог «средний/средний+», без юридического подразделения ну никак. Особенно сейчас, когда проверяющие органы и конкуренты атакуют со всех сторон. Задача юристов не только сопровождать хозяйственную деятельность предприятия (составлять и анализировать договора, контролировать маркетинговые мероприятия, рекламные материалы), но и общаться с государственными структурами, защищать интеллектуальную собственность, вести судебно-претензионную работу.

Читай также:

HR-директора тоже в фаворе. Хотя активный поиск кадров ведут немногие компании, директорам по персоналу есть чем заниматься. Прежде всего, это – бюджетирование фонда оплаты труда, обучение и профессиональное развитие персонала, формирование кадрового резерва, снижение текучести кадров, реализация проектов по повышению лояльности персонала. Проще говоря, HR-директору в сложившихся условиях необходимо оптимизировать затраты на персонал и по возможности уберечь сотрудников от увольнения.

Банковский сектор начал охотиться за ведущими специалистами по финансовому мониторингу. В связи с изменениями в законодательстве и ужесточением правил финмониторинга и идентификации клиентов банки начали расширять профильные департаменты и наполнять их новыми сотрудниками. К слову, не только банки, страховщики – тоже.  

В каждый офис – по айтишнику и не только

Многие компании нанимают проектных менеджеров. Бизнес постепенно возвращается к тем проектам, которые были заморожены на период карантина, и под их реализацию нужны специалисты такого уровня. Кроме того, в связи с кризисом у компаний возникает потребность в перестройке многих процессов, в ликвидации проблемных зон, которые влияют на продажи, рентабельность и т. д. А для того, чтобы решить подобные вопросы, важна сплоченность команды и, соответственно, необходим тертый управленец, который будет делегировать и распределять полномочия.

Читай также:

Требуются технические специалисты, пусть и в меньшей степени, чем раньше. Главных инженеров и технологов ищут, в основном, телекоммуникационные компании, сельхозпредприятия, энергетический сектор, фармацевтика, в меньшей степени – промышленность и строительная отрасль. Требования к таким кандидатам жесткие. Стаж – не меньше пяти лет, наличие профильного технического образования, опыт разработки и проектирования объектов разного уровня сложности, а также организация последующей их эксплуатации.

Программистов, разработчиков, тестировщиков все чаще набирают не только IT-компании, но и ритейл, и АПК, и финансовый сектор. Наибольшая потребность в специалистах, которые смогут перевести бизнес на дистанционный формат работы и после этого поддерживать жизнеспособность IT-инфраструктуры: внедрять онлайн-продажи и системы автоматизированного управления предприятием, подключать сотрудников к удаленным рабочим столам, решать технические проблемы, обеспечивать защиту данных.

Зарплаты на привязи

Урезание зарплат во вновь открываемых вакансиях коснулось не только линейного персонала, но и некоторых категорий менеджеров среднего уровня.

«Многие фирмы на рынке провели сокращение зарплат для сотрудников всех рангов, в том числе и для руководящего звена, исходя из падения заработков в период карантина и негативных ожиданий после него», – рассказывает Марина Фоменко, управляющая юридической компании Eterna Law.

Судя по вакансиям, размещенным на сайтах по поиску работы, в первом полугодии 2020 года снизились на 3–8% оклады руководителей отделов продаж и закупок, главных инженеров, и почти на треть похудели доходы управленцев в отельно-ресторанном бизнесе. 

Читай также:

Но это, повторимся, данные о вакансиях. На реальных позициях оплаты резать рискуют о-очень нечасто. Потому что потерять ключевого руководителя или специалиста – жестокий удар бизнесу под дых. Так как нового и адекватного возросшим требованиям найти очень непросто. И вновь нанимаемый эффективный управленец обойдется точно не дешевле имеющегося.

Поэтому, несмотря на коронакризис, многие руководители стали зарабатывать больше. Можно порадоваться за таких боссов, как главные маркетологи, директоры магазинов, главные бухгалтера, проектные менеджеры, руководители отделов логистики. Их доходы выросли на 3–7%. Стали на 5–10% больше платить и спецам по финмониторингу, которые буквально нарасхват.

Хотя все это – весьма усредненные данные, и нужно понимать, что оклады управленцев и узкопрофильных специалистов в большинстве случаев привязаны к достижению целевых индикаторов, тех самых KPI. А значит, реальный уровень заработка напрямую зависит от эффективности отдельно взятого сотрудника. Но о чем можно говорить с уверенностью, так это о том, что сколько-нибудь заметного падения доходов у руководителей не произошло.

Читай также:

Оклады IT-специалистов практически не изменились. Сказывается привязка к курсу валюты, который пока относительно стабилен.

В начале 2020 года работодатели прогнозировали, что оклады управленцев и узкопрофильных специалистов за год вырастут до 10–15%. Но тогда никто не знал, что практически всю планету накроет эпидемия, а вместе с ней – и глобальный кризис. Поэтому теперь прогнозы более сдержанные. Максимум 5–10% прибавки за год.

При этом в структуре зарплат многих специалистов и руководителей фиксированная часть будет все больше сокращаться, а плавающая составляющая, наоборот, расти. До соотношения где-то на уровне 40/60. Особенно это касается менеджеров в сфере продаж и логистики. Станут жестче требования к профильным навыкам управленцев и к их soft skills – лидерским качествам, умению «играть» в команде и т. д.

«Будут востребованы специалисты, которые смогут предлагать и внедрять решения, повышающие эффективность и результативность работы (IT, HR, дистанционное обучение), проводить переговоры с ключевыми клиентами, вырабатывать нестандартные решения. И, конечно же, важны стрессоустойчивость и способность при меняющихся условиях оставаться в ресурсном работоспособном состоянии», – объясняет Виктория Желдак.

Поднимаются с колен

А что с управленческим персоналом в отраслях, которые наиболее пострадали от эпидемии? Не все так плохо: там тоже нужны менеджеры. Ищут руководителей и туристические агентства, и отели с ресторанами, и магазины одежды и обуви. Упор, само собой, на специалистов, которые будут поднимать продажи: искать новые рынки сбыта, расширять клиентскую базу, развивать онлайн-дистрибуцию. Иными словами – адаптировать бизнес к новой реальности.

Размер окладов, правда, совсем не радует. Управляющим в этих сферах предлагают от 15–20 тыс. грн. в месяц, ну и плюс проценты. Но бонусы еще нужно заработать. А в условиях падения объемов бизнеса сделать это крайне сложно. В то же время, турагентства, отели и рестораны, которые смогут переориентироваться на новые ниши сейчас (на внутренний туризм, на доставку и т. д.), и наймут опытных менеджеров, в будущем явно выиграют у конкурентов, которые сидят сложа руки и ждут, пока кризис сам рассосется.

Павел Харламов

Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK