Предприниматели наконец-то могут отказаться от «железных» кассовых аппаратов и начать пользоваться приложениями, которые полностью дублируют функции РРО. Но радости мало, так как бесплатный программный РРО работает крайне криво, альтернатив от сторонних разработчиков особо и нет. А те решения, что есть, стоят неадекватных денег.
С 1 августа у бизнеса, который пользуется кассовыми аппаратами, появилась альтернатива. Теперь предприниматели могут выбирать между классическими РРО и программными комплексами. То есть обычный кассовый аппарат, который выдает бумажные чеки, отныне можно заменить приложением, установленным на смартфон, планшет либо же компьютер.
Удобно? Бесспорно! Но если бы у предпринимателей было, из чего выбирать. Пока бизнесу доступен сыроватый, работающий с ошибками программный продукт от Государственной налоговой службы и буквально пару коммерческих решений. И хотя пилотный проект по внедрению программных РРО длился более двух лет, еще с лета 2018 года, многие разработчики так и не довели свои продукты до ума.
А что классические портативные кассы? От 200 до 500 долларов в эквиваленте стоит железка с функциями приема карт и связью с сервером ГНС.
Зажимают постепенно
Еще раз уточним: с августа глобально для малого бизнеса с точки зрения использования кассовых аппаратов ничего не меняется. Добавилась лишь возможность отказаться от традиционного РРО в пользу программного (см. инфографику).
Перечень же видов бизнеса, который обязан в принципе применять РРО, остается прежним. Это все предприниматели, чей доход превышает 1 млн. грн. в год, продавцы технически сложных товаров (бытовой техники, портативной электроники и т. д.), подакцизных товаров, лекарств, других медицинских изделий и предприниматели, оказывающие медуслуги.
Кроме того, сместились сроки тотальной фискализации. Нормы законов № 128-IX и № 129-IX предусматривали, что с 1 октября 2020 года РРО станут обязательными для интернет-магазинов, предпринимателей, которые продают ювелирные изделия, продукцию из драгметаллов и драгоценных камней, торгуют бывшими в употреблении товарами в магазинах, занимаются ресторанным, гостиничным и туристическим бизнесом, продают текстиль (кроме реализации за наличные средства на рынках), детали и запчасти для авто. А с 1 января 2021 года на РРО должны были перейти все СПД на едином налоге, кроме предпринимателей первой группы и тех, кто получает оплату непосредственно на банковский счет, то есть по безналу.
Но в связи с распространением эпидемии коронавируса и введением карантина парламент в марте принял закон № 533-IX, который отсрочил внедрение кассовых аппаратов. Вместо октября новый этап фискализации начнется 1 января 2021 года, а полный переход на РРО произойдет с 1 апреля 2021 года.
Что еще изменилось с 1 августа для бизнеса? Выросли штрафы за неприменение РРО (в том числе программных) либо за использование их с нарушениями. За первое нарушение штраф составляет 10% стоимости проданных товаров (работ, услуг), за каждое следующее – 50%. С 1 января 2021 года санкции станут еще более болезненными: 100% и 150% соответственно. Ранее за совершенное впервые нарушение предпринимателя штрафовали на 1 грн., а за каждое последующее – уже на 100% стоимости проданных товаров (работ, услуг).
Бесплатный сыр
Государственная налоговая служба более полугода тестировала РРО приложение под названием пРРОсто, но в промышленную эксплуатацию его так и не запустила. Это приложение до сих пор существует в бета-версии, и в свободном доступе оно отсутствует. А ведь налоговая обещала громкий анонс пРРОсто еще весной. Видимо, не сложилось.
Зато с 1 августа ГНС предложила предпринимателям пользоваться новым решением под названием «Программный регистратор расчетных операций», или ПРРО. Оно бесплатное и его можно установить на любой гаджет с ОС Android или же на компьютер/ноутбук с ОС Windows (увы, о пользователях техники Apple забыли).
Причем, установка приложения – процесс нетривиальный. ПРРО отсутствует в магазине Google Play. Его придется скачать с сайта налоговой (см. QR-код) в виде ZIP-архива. Затем этот архив необходимо распаковать и из него инсталлировать софт на устройство. И установить нужно не одно, а целых два приложения. Одно из них называется «ПРРО Касса» и предназначено непосредственно для фискализации кассовых операций, а второе – «ПРРО Чек» – нужно для работы с электронными чеками. После этих манипуляций создается стойкое ощущение, что на дворе не 21-й век, а где-то начало 2000-х.
Ну да ладно, главное, что вся эта конструкция худо-бедно работает. Конечно, не без сбоев и косяков, но пользоваться ею можно. К тому же, налоговая с гордостью отчиталась о том, что уже 1 августа количество пользователей ПРРО превысило 6,5 тыс., а к 3 августа число зарегистрированных ПРРО достигло почти 22,5 тыс.
Пилили и недопилили
С приложениями сторонних разработчиков ситуация не намного лучше. Единственный нормально работающий продукт – «СмартКасса». Но это не программный РРО, а устройство три в одном: платежный терминал, фискальный аппарат и кассовый аппарат. То есть с помощью «СмартКассы» можно проводить любые операции по продаже товаров и услуг, принимать платежи с банковских карт, а также интегрировать ее в систему управления предприятием. Одним словом, система функциональная, но и стоит она почти 14 тыс. грн., что в 2,5 раза дороже обычного кассового аппарата. И мелким предпринимателям такой девайс вряд ли нужен.
При этом другие программные комплексы до сих пор не вышли из состояния пилота. В частности, это – система фискализации iNNOVATE!, программный РРО Easy S1 и решение Webkassa. На сайтах разработчиков указано, что продукты почти готовы и совсем скоро будут доступны широкой аудитории. Но такой статус у этих решений уже где-то полгода, если не больше.
В конце июля появился еще один программный РРО под названием Checkbox. Одним из его создателей является бывший министр Кабинета Министров Дмитрий Дубилет. Правда, в свободном доступе этого приложения тоже нет. Чтобы протестировать его, нужно оставить заявку на странице сервиса. С предпринимателем свяжутся представители разработчика и расскажут, как пользоваться приложением.
До октября использование Checkbox будет бесплатным, с октября стоимость составит 149 грн. за одну кассу в месяц. Для Интернет-магазинов существует отдельный тариф: до 100 чеков в месяц – 0,49 грн./чек, до 1000 чеков в месяц – 0,29 грн./чек, свыше 1000 чеков в месяц – 0,19 грн./чек.
Есть еще платежный сервис Fondy, представители которого в конце июля заявили о запуске программного РРО. Но на сайте разработчика, кроме новости о появлении такого решения, больше ничего нет. Поэтому взять и протестировать ПО невозможно. Для подключения нужно писать в поддержку или обращаться по телефону. Очередные костыли.
Что еще интересно: в государственном реестре РРО, который утвержден приказом Министерства финансов от 31 июля 2020 года № 385, отсутствует и ПРРО, и Checkbox, и Fondy. Соответственно, не совсем понятно, на каком основании бизнес может использовать эти программные РРО, если их «легитимность» не подтверждена присутствием в упомянутом реестре (см. QR-код). «Деньги» направили в ГНС уточнение по данному вопросу и опубликуют ответ налоговой в одном из ближайших номеров.
Вообще, если подсчитать затраты предпринимателей на использование программных РРО, то они явно меньше, чем покупка кассового аппарата. Обычная касса стоит минимум 5–6 тыс. грн., ее обслуживание – еще около 250 грн. в месяц. Ежемесячная абонплата за программный РРО (если это не бесплатное приложение ГНС) – 150–250 грн. Но проблема в том, что ни одно из решений пока толком не работает, и когда у предпринимателей будет доступ хотя бы к нескольким программным продуктам, непонятно.
Подключаем удаленно
Для того чтобы начать пользоваться программным РРО, потребуется совершить несколько манипуляций. Прежде всего, выбрать продукт и установить его на смартфон, планшет либо компьютер. Далее нужно подключить РРО к серверу налоговой службы. Для этого следует подать заявление для регистрации программного РРО.
Такая форма подается онлайн, через кабинет налогоплательщика, и ее нужно подписать электронным ключом (ЭЦП). ЭЦП можно выпустить через Авторизированный центр сертификации ключей ГНС либо же через любой другой центр сертификации. Например, электронные ключи выдает АЦСК ПриватБанка, их налоговая принимает. Обработка заявления длится сутки. Помимо этого, необходимо оформить сертификаты электронных печатей для программных РРО. Эти сертификаты тоже предоставляет АСЦК налоговой, их можно выпустить онлайн. После этого программный РРО будет активирован и начнет передавать данные о проданных товарах/услугах на сервер ГНС.
Когда программный РРО по каким-то причинам не работает, необходимо сообщить об этом в налоговую и разработчику. При этом проводить расчеты с клиентами до устранения неисправностей нельзя. Иными словами, если программное обеспечение глючит, и под боком нет обычного кассового аппарата, работа торговой точки остановится.
Когда нет связи с сервером ГНС, проводить расчеты можно. Но для этого нужно обратиться в налоговую и получить от нее диапазон фискальных номеров для чеков. А в чеках необходимо указывать, что операции проводятся офлайн. Но использовать программный РРО без связи с сервером разрешено не более 36 часов подряд. Если проблема за это время не будет решена, предприниматель будет вынужден прекратить все кассовые операции.
Резюме: налоговая к запуску программных РРО выкатила сырой и недоработанный продукт. Поэтому бесплатный РРО пока де факто не работоспособен, остается либо пользоваться платными, либо классическими железными аппаратами – более или менее современными и мобильными.
Павел Харламов
Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.