Вячеслав Черкашин: Простят, но не всем

Старший аналитик Института социально-экономической трансформации (ISET) – о возможных последствиях налоговой амнистии в Украине.
Вячеслав Черкашин: Простят, но не всем
Вячеслав Черкашин / Коллаж: dengi.ua

В 2019 году доходы украинского госбюджета на 80,1% состояли именно из налоговых поступлений. Закономерно, что власти предпринимают меры для их увеличения. Одно из таких усилий – обращение правительств к инструменту налоговой амнистии, особенно в период экономических кризисов.

Под налоговой амнистией понимают предложение со стороны государства определенным категориям неплательщиков погасить свою потенциальную и/или просроченную задолженность, возникшую вследствие избегания налогообложения или уклонения от уплаты налогов, в обмен на отмену ответственности за неуплату. Нередко дополнительным элементом амнистии выступает реструктуризация налогового долга. Но однозначного ответа на вопрос, является ли налоговая амнистия хорошей фискальной политикой, не существует.

Читай также:

Сторонники считают, что налоговая амнистия увеличивает доходы как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, возвращая уклонистов в налоговую систему. Противники же утверждают, что амнистия, за редким исключением, не приносит значительных доходов бюджету в краткосрочной перспективе, но зато в значительной мере ослабляет стимулы для соблюдения налоговых требований в долгосрочной перспективе.

В такой ситуации необходимо, чтобы проведение амнистии в Украине учитывало мировой опыт и было направлено не столько на наполнение бюджета, сколько на расширение количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы за счет добровольной детенизации, а также на создание дополнительного источника инвестиций в виде возврата (репатриации) сбежавших из Украины капиталов.

Читай также:

Как анонсировали представители правящей партии «Слуга народа», амнистия в Украине будет проведена в 2021 году, она предполагает применение пяти разных ставок в размере от 0 до 18% и освободит налогоплательщиков от любой ответственности за уклонение от уплаты обязательных налогов и сборов.

Научные исследования и международная практика проведения налоговых амнистий позволяют практически сразу обозначить слабые места украинского проекта.

1. Высокая ставка налога.

Как правило, эффективными являются амнистии, проводимые под умеренные и/или пониженные ставки. В случае с базовой ставкой на уровне 18%, как, впрочем, и 9%, амнистия, скорее всего, окажется бесполезной. Она приобретает в глазах потенциальных участников несправедливый характер, и дает возможность использовать альтернативные законные и менее дорогостоящие способы легализации доходов. К примеру, доходы физического лица от инвестиций в долговые бумаги Украины вообще не облагаются налогом.

2. Слабые гарантии со стороны государства.

Отсутствие четких гарантий личной безопасности/иммунитета и защиты репутации налогоплательщиков (нарушение конфиденциальности информации) – это один из сильных аргументов в пользу провала украинской налоговой амнистии. Люди просто просаботируют процесс, не вызывающий доверия и несущий угрозу личной безопасности. Как это было, к примеру, в Нигерии и Пакистане.

Читай также:

Властям придется совершить воистину титанические усилия, чтобы убедить людей в том, что делается все возможное для сохранения конфиденциальности, вплоть до постройки специальных хранилищ для деклараций.

3. Непопулярность.

Политика «прощения» уклонистов не находит поддержку у законопослушных граждан, плативших налоги полностью и в срок. Один из выходов – сочетание амнистии с мерами по усилению наказания в случае дальнейшего сокрытия доходов. Это – увеличение ответственности (штрафы за неучастие), ужесточение мер налогового контроля уклонистов. Ничего подобного пока в украинском варианте не наблюдается, хотя страна уже сегодня может создать предпосылки для успешного проекта. Речь о присоединении Украины к Стандарту ОЭСР по автоматическому обмену налоговой информацией (CRS MCAA). Потенциальные участники амнистии должны понять, что государство в течение непродолжительного времени узнает о скрываемых активах, но тогда условия легализации будут значительно жестче.

Читай также:

4. Сжатые сроки проведения.

Люди должны знать, что и как будет происходить. Для этого необходима широкая разъяснительная кампания правительства, а это – минимум квартал, а то и два. Кроме этого, важна качественная подготовка процедур со стороны контролирующих органов (пару месяцев) и наличие времени для проверки достоверности отчетности участников амнистии (скорость ответов на международные запросы составляет месяцы), а значит, нужно еще два-три квартала. Опыт некоторых государств (Грузия, Малайзия, Литва) свидетельствует, что недостаточные сроки проведения (три месяца, полгода) являются основанием для пролонгации процедур и приводят к снижению эффективности амнистии. С учетом того, что на дворе середина августа, а текста законопроекта еще не существует, предложенные сроки проведения амнистии с 1 января по 31 декабря 2021 года ну очень далеки от оптимальных. 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK