Буквально сегодня утром у меня состоялся спор с одним очень уважаемым отечественным макроэкономистом. Да-да, в Украине есть такие. Если он сочтет нужным – я готов его имя тут указать.
Так вот спор зашел об уместности тех или иных мер стимулирования экономики. Мой собеседник напомнил о том, что вся Европа и все страны G-20 проводили 4 (!) антикризисные меры:
- налоговые каникулы или послабления
- кредитные каникулы
- прямые выплаты вынужденным безработным
- стимулирование за счет госрасходов упавшего внутреннего потребительского спроса.
Четвертый пункт
Он, помимо всего прочего, отнес к четвертому пункту “большое строительство” – дорожное, в том числе.
“Это единственная из 4-х стимулирующих мер, которые делал весь мир, но мы сделали только ее. И то ее сумели захейтить под "желтыми заголовами". А я выскажу непопулярную мысль (ты же знаешь, я легко иду "протим мейнстрима": хорошо что мы сделали ХОТЯ БЫ ЭТО. Иначе спад сегодня был бы намного глубже (у нас есть расчеты))”, - он сказал мне в нашем споре на ФБ.
И он прав. Отчасти. Потому что мой пойнт, моя позиция в споре состоят в том, что когда ресурсы ограничены(а у Украины они ооооочень ограничены), надо использовать меры, которые приносят наибольший эффект.
К слову, во время общения с одним очень высоким чиновником – интервью выйдет на следующей недели, мы тоже подискутировали по поводу (не)оптимальности правительственных мер по сохранению экономики. С ровно теми же аргументами. Я попытаюсь их изложить тут.
Итак, все круто с четвертой позицией – “стимулирование за счет госрасходов упавшего внутреннего потребительского спроса”. И здорово, что в принципе об этом подумали.
Но, увы, в той конфигурации “госрасходов”, которая была реализована, ее кпд оказался очень низок.
Штука в том, что львиная доля расходов в дорожное строительство ушла на импорт. И, соответственно, на покупку валюты, кстати. Потому что в украинском случае дорожное строительство - это преимущественно закупки и амортизация импортной дорожной и строительной техники, а также закупки битума. А вот ЗП украинского персонала и закупки украинского происхождения расходных материалов - в меньшинстве, увы. Есть, правда, надежда, что заработанная бенефициарами проекта гривневая масса будет вложена в украинские бизнесы и недвижимость. Есть надежда, да.
А что ж оптимально?
На мой взгляд, то, что дает наибольший эффект для максимально широкого круга лиц и минимум коррупционных рисков.
Поэтому, как по мне, оптимальная мера стимулирования - сокращение налоговых изъятий.
Прежде всего сокращать налоги надо с ФОТ.
Причем не за счет уменьшения ставки налога на доходы физлиц - потому что на этом источнике живут местные бюджеты. А за счет цепочки - временное сокращение ЕСВ - замещающие субсидии Пенсионному фонду из центрального бюджета. Потому что такая схема приведет сразу к двум вещам - повышению распределенного спроса со стороны домохозяйств, сокращение издержек бизнеса на сохранение рабочих мест и создание новых рабочих мест. В качестве бонуса - абсолютная некоррумпированность схемы, в отличие от ряда прочих.
Второе – сокращение налоговых аппетитов по поводу того, что мы потребляем. Я считаю, что все акцизы, увеличение которых запланировано на 2021 год, должны вырасти максимум на размер ожидаемых темпов инфляции. ОК, в своих ожиданиях правительство может оказаться слишком оптимистичным – введите индексацию акцизного сбора и ряда других налогов со специфическими ставками(это когда в деньгах на единицу продукции или на единицу выбросов, как в экологическом сборе) в размере полутора официальных прогнозов по инфляции – получится примерно 10-11%. Это много, но тоже приемлемо в нынешних условиях.
Иначе налоги окажутся инструментом разгона цен и усиления контрабанды, а также стимулом к тенизации экономики.
Что еще можно сделать для стимулирования экономики в условиях, когда денег нет от слова совсем?
Налоговые каникулы или послабления
Про налоги я уже упомянул. Но то налоги официальные – легальные. А есть еще и коррупционный налог. И он оооочень существенный. Включая невозмещение НДС мелким и средним бизнесам, взятки проверяющим и много чего еще.
Нужно разбираться с системой электронного администрирования НДС – сейчас она обивает небольшие бизнесы. Средний и средний минус бизнесы, малый бизнес на общей системе или ЕН 3 гр с отдельной уплатой НДС воют от тоски по потерянным из-за невозмещения НДС деньгам.
Нужно без раздумий продлевать мораторий на проверки.
DIXI.
P.S. о выплатах безработным и кредитных каникулах
Выплаты компенсаций безработным – ок, делается как-то.
Кредитные каникулы – тут есть вопросы. За чей счет банкет? Перекредитовывать бизнесы под супернизкий процент за счет компенсации из бюджета? Хорошая идея. Ее надо дополнить рефинансированием от НБУ. Потому что у банков есть длина пассивов. И перекредитовывание стоит банкам не только разницы с рыночной ставкой, но еще и дефицита ресурсов.
Но тут банки вступят в конкуренцию с минфином, который гребет рефинанс опосредованно – через те банки, которые покупают у министерства финансов гособлигации в особо крупных масштабах. Это тема отдельного и долгого разговора.
И сейчас, когда ставки по ОВГЗ взлетели до 10%+, перекредитовывать бизнесы под сверхнизкий процент становится для банков и госбюджета оооочень дорогим удовольствием.