Александр Борняков: Заповедник для стартапов

Замминистра цифровой трансформации – о том, что даст IT-отрасли система Дія City, и на какие налоговые льготы смогут претендовать ее резиденты.
Александр Борняков: Заповедник для стартапов
Александр Борняков / dengi.ua

– Какие преимущества получит бизнес, используя Дія City?

– В Украине очень развита сфера IT-аутсорсинга, которая берет начало еще с момента обретения нашей страной независимости. В то же время, у нас огромные пробелы в сфере стартапов.

Те успешные проекты, которые зарождаются в Украине, быстро переезжают в другие юрисдикции. Находясь здесь, стартап практически не имеет шансов на то, чтобы поднять достойные инвестиции, потому что для этого нужно оформлять юрлицо, нанимать персонал, подписывать с сотрудниками соглашения о неразглашении (NDA), проходить массу сложных процедур.

Читай также:

Ни один инвестор не хочет, чтобы завтра собственник стартапа забрал ключевых сотрудников и вышел из проекта. А когда весь бизнес сидит на ФЛП (физлица-предприниматели. – Ред.), вероятность такого сценария очень высока. Дія City как раз решает проблему поиска и привлечения капитала для молодых проектов за счет инкорпорации (создания юрлица. – Ред.).

При этом сами предприниматели могут находиться где угодно, хоть в штате Делавэр. Ведь мы понимаем, что высокотехнологичный бизнес – глобальный, он не привязан к конкретной точке на карте. И Дія City как раз станет своевременным ответом на запрос со стороны бизнесменов, которые ориентированы на мировой рынок, но не могут полноценно выйти на него из-за ограничений в действующем украинском законодательстве.

Читай также:

Также вводятся нормы английского права. Они предусматривают определенный перечень документов для сделок. Это нужно для того, чтобы иностранные инвесторы разговаривали с украинскими предпринимателями на одном языке.

– Кто может быть резидентом Дія City с точки зрения юридической формы бизнеса?

– Только юридические лица. Физлица-предприниматели участвовать в системе не смогут.

Откровенно говоря, если человек является предпринимателем-фрилансером, то ему Дія City в вопросе налогообложения не нужна. Он и так платит 5% единого налога, подает минимум отчетности и спокойно работает. Другое дело, когда собрались три человека, решили организовать стартап и привлекли первый раунд инвестиций. Для вступления в Дія City им нужно зарегистрировать компанию (например, ООО), которая станет резидентом.

Читай также:

Причем, первые полгода они даже не должны выполнять ключевые критерии по масштабам бизнеса, это — среднемесячная зарплата одного сотрудника не менее эквивалента 1400 долл. и численность персонала от 9 человек. То есть если компания только создана, в ней нет сотрудников, и ее оборот не превышает 7 млн. грн. в год (предельный оборот третьей группы ЕН. – Ред.), она все равно сможет стать резидентом.

– В начале февраля представители парламентского Комитета по вопросам цифровой трансформации заявили, что на замену законопроекту № 4303, который закладывает основы для Дія City, разрабатывается проект № 4303-д. Чем новый законопроект будет принципиально отличаться от первоначального?

– Меняется многое. Поэтому и было принято решение не вносить правки в законопроект № 4303, а подать новый документ с индексом «д».

В первую очередь, мы прислушались к рекомендациям IT-индустрии относительно ограничения полномочий Минцифры в рамках Дія City. Это означает, что у контролирующих органов будет минимум дискреции (действий на собственное усмотрение. – Ред.), но максимум ясности при трактовке норм, прописанных в законе.

Читай также:

Минцифры не будет устанавливать требования к резидентам, как и не будет устанавливать правила, по которым принимаются решения относительно резидентов. Большинство полномочий министерства ограничатся разъяснениями, которые будут носить рекомендательный характер. Это сведет на нет конфликт, при котором Минцифры – это и регулирующий, и, в то же время, контролирующий орган.

Также, как заявлял Михаил Федоров, к концу 2021 года мы полностью перейдем на электронный документооборот. Но при этом Минцифры, согласно законопроекту № 4303, оставляла за собой право требовать массу документов в бумажной форме. Это – архаизм, от которого нужно отказываться. Есть открытые реестры, из которых можно почерпнуть массу информации.

Минцифры не будет оценивать резидентов на соответствие финансовым требованиям. Все, что будет в полномочиях министерства в этом плане, – изучение отчетов аудиторов, результатов налоговых проверок и просто констатация соответствия. Ну или несоответствия.

Читай также:

Кроме того, мы согласились прописать четкий перечень видов деятельности резидентов Дия City. Будь то киберспорт или криптовалюты. Но если в будущем необходимо будет внести в этот список дополнения, придется менять закон.

Из остальных принципиальных различий стоит упомянуть критерии резидентности в Дия City для стартапов. В редакции № 4303-д мы уберем из законопроекта процедуру оценки плана реализации стартап-проектов. Вместо нее будут прописаны финансовые критерии для вступления в спецрежим. Это необходимо, потому что нужен своего рода фильтр, позволяющий отсеять псевдостартапы. Меняя эту процедуру, мы полагались на предложения индустрии.

– Когда все-таки законопроект может рассмотреть парламент?

– К проекту закона подано более 300 правок. Плюс есть два альтернативных законопроекта, которые тоже нужно учесть. После того, как проектный офис закончит подготовку доработанного законопроекта № 4303-д, нужно будет согласовать его с министерствами, профильными ассоциациями, участниками рынка, юристами.

Читай также:

Я думаю, что до конца февраля он будет зарегистрирован в Раде и после этого пройдет процедуру предварительного первого чтения. Повторное первое чтение мы планируем пройти в апреле, а до конца мая ориентируемся на прохождение второго. А далее предстоит работа по принятию подзаконной базы.

– Вы упоминали альтернативные законопроекты. Что полезного удалось почерпнуть из них для доработанного законопроекта № 4303-д?

– Мы взяли оттуда блок, который касается сужения полномочий Минцифры, заимствовали порядок исключения компаний из числа резидентов Дія City и обжалования решений об исключении.

В то же время, в нашем законопроекте уделено много внимания двум важным вопросам, которые почти не затронуты в альтернативных документах. Первый – GIG-концепция трудовых отношений. Это – опыт Великобритании, который мы решили перенести в украинскую правовую плоскость. GIG-контракты – форма взаимодействия между сотрудником и работодателем, она отвечает современным потребностям бизнеса, причем, не только из IT.

Речь идет о модели трудоустройства, при которой нет жестких рамок по посещению офиса, требований к штатному расписанию, к аттестации рабочих мест и т. д. В то же время, на сотрудника распространяются социальные льготы, право на отпуск, больничный.

Читай также:

Второе важное отличие нашего законопроекта в том, что он вносит изменения в 36 других законов. Благодаря этому исчезнут многие барьеры, которые мешают нормально развиваться стартап-экосистеме и привлекать венчурные инвестиции.

– Что именно будет сделано для стартапов?

Мы хотим внедрить договора, которые защитят компании от переманивания сотрудников. Это очень важно для R&D-центров.

R&D-центры чувствительны к вопросу сохранения тайны разработки и не откроют в Украине центры разработки до тех пор, пока не будут уверены в том, что его сотрудники не переметнутся к конкурентам и не заберут с собой все наработки.

Появится определение новых для Украины инвестиционных инструментов. Один из них – convertible note. Это – конвертируемый заем или долг, который дает право получения создателями стартапа инвестиции, после чего они вместо возврата денег могут передать инвестору долю в своем проекте.

Читай также:

Еще мы хотим внедрить понятие liquidation preference, которое направлено на защиту инвесторов. Если собственники компании намерены продать бизнес, и его рыночная цена ниже, чем на тот момент, когда инвестор вкладывал в нее деньги, владельцы обязаны отдать инвестору большую долю. Такие инструменты – золотой стандарт индустрии венчурных инвестиций, но в украинском правовом поле они до сих пор отсутствуют.

– На какие налоговые льготы может претендовать бизнес в рамках Дия City?

– Для любых налоговых льгот необходимо вносить изменения в Налоговый кодекс. Еще в августе 2020 года был зарегистрирован законопроект № 3933-1, который как раз и касается налогообложения IT-отрасли. Но он уже устарел, и мы будем вносить новый.

Идеология Дія City такова, что налоговая нагрузка для участников системы должна сохраниться на уровне с нынешним налогообложением для системы ФОП. Привычный для отрасли уровень налогообложения нельзя повышать.

Читай также:

То есть для тех, кто работает в рамках Дія City, остается общепринятая система упрощенного налогообложения для третьей группы ФОП с уплатой 5% НДФЛ и 22% единого соцвзноса, который начисляется на минимальную зарплату. Кроме того, мы инициируем внедрение налога на выведенный капитал для IT, он вписывается в действующую модель налога на прибыль. Налоговое обязательство по налогу на прибыль будет возникать только тогда, когда компания распределяет дивиденды.

– Как одно из преимуществ Дія City вы декларируете защиту от наездов правоохранительных органов. В чем именно она будет заключаться, особенно если учесть тот факт, что за последние годы парламент принял несколько законопроектов, направленных на уменьшение давления со стороны силовиков, но они оказались неэффективны?

– В отдельном законопроекте мы поднимаем вопросы санкционирования следственных действий, прописываем четкое ограничение на изъятие серверов. Если силовикам нужно, они могут сделать копию данных, этого вполне достаточно.

Очень часто на местах правоохранительные структуры злоупотребляют тем, что они устраивают обыски в компаниях по незначительным или даже выдуманным поводам, делают из этого громкую историю и грозят остановкой бизнеса.

Читай также:

Большие компании научились с этим справляться, а вот для маленьких фирм это действительно проблема. Наша задача добиться того, чтобы следственные действия на блокировали работу бизнеса, а поведение правоохранителей было максимально цивилизованным.

– Как спецрежим Дія City повлияет на привлекательность Украины для регистрации продуктовых компаний и создания здесь их R&D-центров? И даст ли он толчок для развития такого бизнеса с украинскими корнями?

– Стоит заметить, что такие компании и центры разработки в Украине уже есть. Хотя лет 10 назад их практически не существовало. Всего в Украине порядка 100 R&D-центров. Но, конечно, нам хочется, чтобы это, в первую очередь, были компании с украинскими инвестициями. Параллельно мы будем вести переговоры с крупнейшими мировыми корпорациями, чтобы они тоже приходили сюда и разворачивали свои мощности.

– Как будут упрощены процедуры создания инвестфондов?

– Главное изменение – тот самый налог на выведенный капитал, о котором мы уже говорили. Налог на прибыль абсолютно не подходит для венчурных инвестиций. Потому что инвестор должен взять в управление большую сумму денег, вложить ее в корпоративные права. Потом 80% инвестиций сгорают, а оставшиеся 20% дают огромную прибыль. Это очень сложно объяснить налоговикам. Налог на выведенный капитал полностью решает эту проблему. Пока деньги оборачиваются внутри компании, инвестор ничего не платит. И только когда есть распределение прибыли, возникает налоговое обязательство.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK