«Инвесторы в штатском» приходят в хорошо организованный бизнес средней руки и обещают нормальный инвестиционный климат в обмен на долю в компании,
«Ребята, вы начали платить слишком много налогов», – это не собственник полулегальной лавки сказал своему бухгалтеру и управляющему. Это заявил пухлощекий патриот в погонах владельцу розничной компании. История совершенно реальная: когда экономика стагнирует (стр. 10), ресурсов на всех не хватает. И коррупционеры начинают конкурировать с госбюджетом за наши с вами деньги.
В этом соревновании, как водится, в потерпевших оказываются и бизнес, и потребители. А как иначе, если взятки (стр. 20) – это такая же существенная статья расходов и составляющая цен, как и налоги.
Еще один урок, который я извлек из истории о «слишком много налогов» – в Украине нет места для среднего бизнеса. Для крупного есть – он договаривается на высоком уровне и платит обычно «оптом». И потому ему коррупция обходится не слишком дорого. Для малого бизнеса тоже ниша есть – иногда его просто не замечают, а иногда он способен недорого договориться с непосредственными исполнителями высокой государственной воли.
А вот для среднего – места нет. Судите сами: размер таков, что бизнес заметен; прибыль ощутима; процессы в компании отлажены и структурированы; права собственности формализованы. Идеальная мишень для захвата или принудительного «долевого участия».
Эта история – не нова. Примерно так же в Украине «отжимали долю у барыг» в начале и середине 90-х. Конец делу положили два обстоятельства: появление сильных бизнес-империй и специальный налоговый режим для малого бизнеса, введенный указом Леонида Кучмы в 1999 году. К началу «нулевых» крупный и выше среднего бизнес научился отбиваться. В том числе и с помощью политических рычагов. А малый получил возможность избежать слишком горячих объятий контролирующих органов – при помощи «упрощенки».
Сейчас политическая конкуренция сузилась до лоскутных размеров. И возможностей для маневра у крупно-среднего бизнеса стало куда меньше. Ну и становится все более тотальным контроль над малым и средним бизнесом: ограничения в обороте наличных, таможенные строгости, барьеры и капканы для «упрощенцев».
Кстати, нынешний рост стоимости обналички (стр. 8) – это очень весомое доказательство того, что делать бизнес становится все сложнее. Потому что если растет цена обналички, то уж точно растут масштабы официальных поборов.