Множество «некрымских» украинцев имеет в собственности недвижимость в Крыму. Оформленную, как положено, с соответствующими украинскими реестровыми и кадастровыми записями. Оплаченную деньгами, которые с неба не падают. Им очень хочется знать: что будет с их квартирами/домами/земельными участками дальше. То есть не «потеряется» ли их право собственности вслед за потерей контроля Украины над полуостровом?
Ключом к ответу на этот вопрос является государственная регистрация прав на недвижимость.
В Украине, как и в России, право, подлежащее государственной регистрации, возникает после такой регистрации и этой же регистрацией подтверждается. Право собственности на недвижимость – в первую очередь. Правило простое: нет государственной регистрации – нет права. Точнее, при отсутствии государственной регистрации доказывание наличия у лица права собственности связано с судебными процедурами. Что хлопотно и стоит немалых денег.
И в России, и в Украине государственной регистрацией права собственности на недвижимость считается внесение соответствующей записи в соответствующий реестр (кадастр). Совершенно естественно, что до недавнего времени российские реестры не имели никакого отношения к крымской недвижимости. Теперь (по понятным причинам) – будут иметь. В силу норм российского (и украинского) законодательства, право на недвижимость должно быть зарегистрировано государством – независимо от того, что по этому поводу думает государство-сосед. Иначе этого права нет.
Это простое – до очевидности! – соображение не остановило официальный Киев от бессмысленного ограничения работы украинских реестров в Крыму и доступа к ним с территории полуострова. Извлечение (или по-украински – витяг) из украинского реестра прав собственности на недвижимое имущество является и необходимым, и достаточным подтверждением наличия у лица права на эту недвижимость. И Россия, согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, это признает. Если я имею в Крыму недвижимость, мне необходимо подтверждать наличие у меня права на него перед тем, кто контролирует территорию, на которой эта недвижимость расположена. Независимо от моего гражданства.
Технически внесение данных о праве собственности в российские реестры не особо отличается от аналогичных действий в Украине. К регистрации подается набор правоустанавливающих/подтверждающих право собственности лица документов, только – согласно закону РФ. Весьма вероятно, что специально для Крыма извлечение из украинского реестра прав собственности будет признано таким документом. Почему? Да потому, что крымчанам, которые получат гражданство России, в отношении их недвижимости придется пройти эту же процедуру внесения информации в российский реестр. Только с большими трудностями в связи с отсутствием у них доступа к украинским реестрам.
Итак, что делать – ясно. После формирования соответствующих структур Росреестра в Крыму собственникам крымской недвижимости придется ее перерегистрировать по российским правилам. И никакие киевские акции вроде ограничения доступа к реестрам обычным украинцам не помогут – дадут обратный эффект. Как сейчас, когда реальную сделку с недвижимостью в Крыму произвести невозможно, что создает простор для нечистоплотных личностей, предлагающих «совершенно легальные схемы продажи вашей крымской квартиры», например.
Ну а если не зарегистрировать? Тогда незарегистрированная недвижимость имеет все шансы стать бесхозной. Что, понятно, для собственника совершенно неприемлемо.
Именно поэтому избежать дополнительных усилий (и расходов) по регистрации прав собственности недвижимости в Крыму не удастся. Независимо от их гражданства и места жительства.