Когда экономика находится в кризисе, власти традиционно должны решать две группы задач. Первая группа – это меры, направленные на стабилизацию системы государственных финансов с тем, чтобы не допустить ее окончательного развала. Причем, нынешнему правительству нужно действовать более жестко, чем предшественникам, иначе ситуация в экономике будет катастрофически ухудшаться.
Поэтому, например, Нацбанку не стоило допускать таких существенных колебаний валютного курса в феврале и марте. Хотя логично предположить, что НБУ попросту не решился тратить остатки средств из золотовалютных резервов на поддержание стабильности гривны в отсутствие видимых источников пополнения этих резервов.
Вторая группа задач – это меры фундаментального, структурного и институционального характера. Хороший пример таких шагов – принятый в апреле закон, направленный на дерегуляцию, предусматривающий уменьшение количества разрешений и прочие послабления для бизнеса. Очевидно, что бизнес должен, в конце концов, получить нормальную деловую и правовую среду, которая станет залогом не только успешного привлечения заемных средств, но и притока прямых иностранных инвестиций.
Также не стоит забывать, что украинская экономика очень экспортозависима. Например, только на Россию приходится 23% нашего экспорта. Конечно, мы можем больше поставлять на Запад, но здесь очень многое зависит от качества продукции и от ее цены. Поэтому для того, чтобы успешно конкурировать на внешних рынках, государство должно создавать нормальные условия для развития бизнеса, возможности для его роста. Это, в свою очередь, станет еще одним инструментом вывода экономики из кризиса.
Многое зависит еще и от того, насколько мы сможем воспользоваться отменой ввозных пошлин со стороны Евросоюза на украинские товары, и что будет происходить с экспортом в Россию. В отношениях с этой страной мы имеем целый ряд проблем и вполне осязаемую угрозу потери режима свободной торговли.
Пока же ожидания таковы: в текущем году украинская экономика будет находиться в рецессии, а падение ВВП по итогам 2014 года составит не менее 3–4%. Причем, это субъективная оценка на текущий момент, тогда как фактическая экономическая динамика будет зависеть от многих дополнительных факторов. Например, от того, решится ли правительство на новый секвестр бюджета.
Также существенное влияние на экономику оказывает и будет оказывать валютный курс, нестабильность которого сейчас имеет не только фундаментальные, но и политико-спекулятивные причины. Ведь в текущей экономической ситуации очень сильно влияние панических настроений, и ограничены возможности НБУ по регулированию курса в отсутствие финансирования со стороны МВФ. В таких условиях раскачать валютный рынок достаточно просто, поскольку он является относительно небольшим и недостаточно развитым.
Поэтому договориться с МВФ – это первоочередная задача на сегодня. Ведь как только Украина получит первый транш, появится возможность использовать несколько источников средств в различных форматах: как непосредственно в виде кредитов, так и гарантий по кредитам со стороны США, Японии, Европейского Союза, Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития.
В то же время, стоит помнить, что у каждого из кредиторов есть свои условия, и выделение денег зависит от того, сможет ли правительство доказать, что оно способно эффективно использовать получаемые средства и решать с их помощью насущные проблемы в экономике, а также проводить необходимые структурные и институциональные реформы.
Ожидания таковы, что в текущем году украинская экономика будет находиться в рецессии, а падение ВВП по итогам 2014 года составит не менее 3–4%.