В 2021 году произойдет уже третий ребрендинг налоговой милиции за всю историю независимой Украины. И в этот раз будет не просто смена названия, а создание абсолютно нового органа – Бюро экономической безопасности (БЭБ).
Согласно закону, принятому 28 января 2021 года, БЭБ должно с 1 июля 2021 года начать выполнять как стандартные правоохранительные функции – оперативно-розыскная деятельность и досудебное расследование, так и ряд специфических. Среди них:
- информационно-поисковая и аналитическая работа по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, отнесенных к подследственности бюро;
- инициирование рассмотрения в заграничных юрисдикционных органах дел о защите прав и интересов государства по вопросам, входящим в обязанности БЭБ;
- заключение договоров с предприятиями, учреждениями, организациями с целью хранения вещественных доказательств, изъятых в ходе досудебного расследования.
Бюро экономической безопасности сможет более активно сотрудничать с иностранными правоохранителями для розыска активов за границей.
Для обеспечения аналитической работы бюро получит доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и базам данных, держателем которых являются государственные органы и органы местного самоуправления. Делиться информацией с БЭБ должны: Государственная служба финансового мониторинга Украины, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Антимонопольный комитет Украины, Фонд государственного имущества Украины, органы государственного финансового контроля, налоговые и таможенные органы.
Но необходимо обратить внимание, что в законе о создании БЭБ не указаны условия получения и использования информации в отношении третьих лиц. Это создает риск бесконтрольного доступа бюро к данным любого субъекта хозяйственной деятельности.
Закон о создании бюро экономической безопасности предусматривает ликвидацию подразделений СБУ, которые занимались экономическими преступлениями, в том числе управления «К», и запомнились многочисленными «масками-шоу». Тем не менее по непонятным причинам, законодательные инициативы разрешают бюро привлекать оперативных сотрудников СБУ и других органов к проведению обысков, выемок, допросов и других следственных действий, что противоречит намерению исключить силовое давление на налогоплательщиков.
Серьезное влияние на бизнес могут оказать нововведения, принятые парламентом в первом чтении 3 февраля, они прописаны в законопроекте № 3959-1 о внедрении деятельности бюро. Этот законопроект расширяет количество налоговых преступлений, вводит тюремные сроки за их совершение, тем самым позволяя судам применять к должностным лицам компаний или их собственникам меру в виде содержания под стражей в СИЗО.
Законопроект № 3959-1 дополняет Уголовный кодекс статьей 222-2 «Мошенничество с НДС», согласно которой хищение или незаконное завладение бюджетными средствами путем получения возмещения по НДС на сумму не менее 5,7 млн. грн., а также сама подача заявления на бюджетное возмещение караются лишением свободы на срок от 5 до 12 лет. При этом минимальный порог уголовной ответственности за мошенничество с НДС в три раза ниже по сравнению с уклонением от уплаты налогов – 1,1 млн. грн.
Это означает, что практически любое поданное заявление о возврате НДС из госбюджета на соответствующую сумму будет иметь потенциальные риски уголовно-правового преследования для должностных лиц компании или ее собственника.
Предложенные изменения законодательства напоминают практику США, где за финансовые преступления можно получить гораздо больший срок, чем за убийство. Но готова ли Украина к таким изменениям, есть ли у нас квалифицированные кадры и необходимый опыт для качественного расследования подобного рода преступлений – это, скорее, риторические вопросы. По нашему мнению, подобные нововведения свидетельствуют не о снижении давления со стороны силовых ведомств, а, скорее, наоборот, о намерении увеличить налоговую нагрузку.