Александр Крамаренко: Снова форточка возможностей

У нас тут небольшой катарсис случился: закон об Антикоррупционном суде приняли, уставшего министра финансов сменили на нового, дефолтом немного попугали. Работаем дальше, потому что надеяться можем только на себя.
dengi
dengi

Еще до того, как премьер отправил подышать свежим воздухом уставшего министра финансов, редакция приняла решение опубликовать в виде инфографики данные о том, какое место занимает Украина в смысле конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума (WEF). Оно у нас 81-е из 137 возможных. То есть в середине второй половины. Если посмотреть на соседей, то у Польши  – 39-е место, а у Турции – 53-е, у Молдовы – 89-е. Всеми порицаемая за автократию Беларусь в рейтинг ВЭФ не попала вовсе. А у всех остальных стран – соседей Украины рейтинги значительно выше нашего.

Читай также: Александр Крамаренко: Дембельский аккорд

Свое место в рейтинге конкурентоспособности видеть нужно. А лучше  – повесить огромный плакат на улице Грушевского, где-то между Кабмином и Радой. Чтобы позорный для европейской страны номер места в рейтинге колол глаза. Еще и потому, что вниз Украину тянут именно те параметры, которые всецело и полностью зависят от политиков и от госаппарата – защита прав собственности, судебная система, качество монетарной политики и т. п. Это видно на той инфографике.

Место в рейтинге конкурентоспособности по версии WEF – не самый объективный показатель, потому что формируется рейтинг путем опросов. Вот только принимают инвесторы свои решения именно на основе личных впечатлений, хотя цифрами тоже интересуются. Но и с цифрами дела не особо хороши – ВВП рухнул за два кризиса на десятки процентов, а восстанавливается с темпом менее 4% в год. Это – яркий красный флаг для инвестора: “На этом рынке выплыть можно только за счет сверхусилий“. И его решение – “поищу-ка я место получше“.

А нам-то нужно совсем иное: доступное финансирование для бизнеса, комфортные условия для работы, отсутствие давления со стороны “инвесторов в погонах“ (о вмешательстве силовиков и налоговиков все еще легенды ходят, несмотря на четыре года реформ). В этом смысле отправка в отставку Александра Данилюка может многое изменить в лучшую сторону. Потому что конкурировать с частным сектором за деньги банков, продавая тем сверхдоходные гособлигации – большого ума не надо. А блокирование налоговой реформы и наращивание изымаемой в госбюджет доли ВВП – это вообще в посткризисной стране где-то за пределами добра и зла.

Читай также: Александр Крамаренко: Украина™

У нового министра финансов есть колоссальный шанс все быстро изменить к лучшему. Но очень мало времени. У нее есть огромный кредит доверия, возможность быстро привлечь себе на помощь сильных экспертов. Но от нее все ждут конкретных и быстрых действий, которые определенно не понравятся сверхкрупному бизнесу и ее коллегам из социального блока правительства.

Ей потребуются крепкие нервы и умение жестко ставить на место так называемых внешних кредиторов. Потому что дилемма у правительства сейчас очевидна: или с трепетом обслуживать интересы внешних кредиторов, или развернуть приоритеты в сторону рядовых налогоплательщиков, а также малого и среднего бизнеса. Сейчас снова открылось окно возможностей, точнее – форточка. Судя по размерам выплат по внешнему госдолгу в 2019–2020 годах – реально последняя такая форточка.

Александр Крамаренко

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 11 от 14 июня 2018 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ №11 від 14 червня 2018 року українською мовою.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK