Кабмин под нагнетаемую Минздравом шумиху запустил новый виток ограничений для экономики. Уже пострадали сектор услуг и непродовольственная торговля. По цепочке пострадают их подрядчики и поставщики.
В ночь с 12 на 13 ноября Кабмин опубликовал-таки свое постановление № 1100, принятое 11 ноября, которым внес изменения в «карантинное» постановление от 22 июля № 641, – правительство отменило адаптивный карантин с разделением на зоны и ввел так называемый карантин выходного дня.
Фактически, теперь по всей стране, без деления на зоны, вводятся более жесткие ограничения в будние дни и совсем жесткие ограничения в выходные (с 0 часа субботы до 0 часа понедельника). Пока до 30 ноября включительно, а там – посмотрим.
На каждый день
Теперь любые собрания, в том числе религиозные, не должны собирать более 20 человек, к тому же, организаторы обязаны обеспечить между ними дистанцию. В залах театров и кинотеатров максимальное заполнение зала – до 50%, в музеях – не более одного человека на 20 кв. м. Кстати, те же требования по плотности – не более одного человека на 20 кв. м, в спортзалах, а также фитнес-центрах. Расскажите мне о 20 метрах на человека в раздевалках, ага.
Общественный транспорт имеет право возить только столько пассажиров, сколько сидячих мест в салоне – расскажите об этом в утренней маршрутке.
Развлекательные заведения запрещены (ночные клубы, дискотеки), кроме того, ресторанам, барам, кафе запрещена «организация досуга». Это – очень интересный момент. Кто будет решать, что отнести к организации досуга, а что – нет. Импровизированный медляк двух посетителей под музыку из колонок – это «досуг»? А наигрывающий в углу кафе джазовые композиции саксофонист – это как? В общем, простор для того, что юристы называют «дискреция» (решение на усмотрение проверяющего), а мы – поводом для «обилечивания».
Но и ресторанам, барам, кафе даже при полном отсутствии «досуга» будет «весело». Например, им запрещено работать с 22 вечера до 7 утра. Сразу вопрос: как быть с круглосуточными заведениями? В городах довольно много людей, которые работают именно с 22 вечера до 7 утра. И они, о ужас!, иногда едят не только бутерброды, прихваченные из дома. Правда, им будет разрешена доставка и работа на вынос. «На вынос» было б выходом где-то в Италии – там и в январе не бывает холоднее 10 тепла. А у нас? Давиться гамбургером на морозе и под снегом?
В остальном ограничения для общепита с горем пополам можно признать разумными – даже требование перемещаться по помещению в масках или респираторах на лице (только есть и пить за столом можно без них). Ну и логично требование о расстоянии между столами от двух метров и более, а также о не более четырех человек за столом (без учета несовершеннолетних детей).
В любых местах, где обслуживают посетителей, персонал должен быть в средствах защиты (СИЗ, респираторы или маски), а внутри помещений требуют нанести разметку, которая обеспечивала бы дистанцию от 1,5 метра между посетителями. Вот тут есть вопрос: если так печемся о безопасности, то чем музей, где должно приходиться минимум 20 кв. м на посетителя, опаснее любого другого места, где лимит плотности посетителей в 8(!) раз меньше? Что, в музеях вирус летает особенно активно? И способен покрывать не 1,4 метра, а целых 8,5?
Запретили работать отелям. Вот совсем. По крайней мере, так следует из дословного содержания подпункта 14 пункта 10 в новой версии постановления № 641: «заборонена….. 14) діяльність закладів, що надають послуги з розміщення (крім готелів, установ і закладів, які надають соціальні послуги, реабілітаційних установ…)». Возможно, будет какая-то техническая правка, но отельерам можно соболезновать – проверяющим дана в руки дубина.
В школах и дошкольных учреждениях не вводят ограничений на численность классов и групп (а зря, кстати), но во всех прочих – до 20 человек.
Работать на заводах, стройках, фермах, в ателье, мастерских, цехах и других производственных и прочих предприятиях – можно. И на том спасибо.
Из рекомендаций: магазинам, почте и другим компаниям предложено установить с 10:00 до 12:00 или в другое время дня на два часа приоритетное обслуживание для граждан преклонного возраста и людей с инвалидностью. Тоже достаточно бестолково. Если уж вводить, то именно с 10 до 12 и только для этих категорий, а не «приоритетное обслуживание».
На субботу-воскресенье
Велено сидеть дома с 00 часов 00 минут субботы до 00 часов 00 минут понедельника на территории Украины с 14 ноября 2020 до 30 ноября 2020 года.
Среди субботне-воскресных запретов – общепит, кроме как на вынос или адресная доставка; работа торгово-развлекательных центров (ТРЦ) и любых других развлекательных учреждений. Запрет на работу предприятий розничной торговли, в которых на продукты питания, топливо, лекарства и ветпрепараты приходится меньше 60% площадей. Тотальный запрет для спортзалов, фитнес-центров и бассейнов, а также учреждений культуры и вообще каких-либо культурно-массовых мероприятий.
Запреты на выходные вызвали самую жесткую критику, но не потому, что к остальным мерам нет претензий, а, скорее, потому что о «карантине выходного дня» (КВД) говорили громче всего.
И что об этом думают налогоплательщики
Наверное, мы могли бы с финансовыми выкладками показать, что КВД не даст ожидаемого эффекта, хотя положит многие бизнесы. Но за нас расклад проблем исчерпывающе изложила наш экс-коллега, а теперь киевский ресторатор Олеся Остафьева (см. на стр. 7).
Вряд ли в правительстве совсем неспособны увидеть эти причинно-следственные связи. Вряд ли там совсем не умеют считать деньги.
Тогда почему такие убийственные для экономики решения принимают? Потому что те, кто принимает решение «еще немного ограничить», не понесут за это никакой ответственности, если облажаются. И не понесут никаких затрат. И у них отсутствуют какие-либо стимулы думать об альтернативных сценариях заблаговременно. На заседании Кабмина 11 ноября произнесен совершенно фантастический спич премьер-министра, который заверил, что «мы находимся в диалоге» (кого с кем?) относительно компенсационных мер для малого бизнеса, и тут же заявил, что КВД введут в ближайшую же субботу. То есть правительство не готовило и не собиралось предлагать конкретные компенсации в пакете с ограничениями.
Впрочем, не впервой: практически полное отсутствие прозрачных и доступных компенсаторных механизмов имело место и во время весеннего локдауна. Сразу же на подпевке этой авантюристской политике выступили так называемые инфлюэнсеры, которые ничего тяжелее гранта в своей жизни не поднимали и далее Софиевской Борщаговки из столицы в сторону украинских провинциальных городков не выезжали.
«Как так, вы не подготовились к очередному локдауну?» (это преимущественно к бизнесу претензия) и «как так, вы не имеете финансовой подушки?» (это преимущественно к самозанятым и наемным работникам), озабоченно кудахтали обладатели «белых пальто». Ну что ж, добро пожаловать в реальность, мамкины макро- и микроэкономисты: крайне непросто стать обладателем «подушки» в стране, где средняя зарплата меньше, чем в соседней стране необлагаемый налогом минимум. Ну и микро-, а также малому бизнесу крайне непросто готовиться ко второму за год локдауну в стране, где через госбюджет и прочие гос- и муниципальные фонды перераспределяется более 40% ВВП, при том, что ВВП – один из самых низких в Европе.
Отдельного перца происходящему добавляет сочетание вводимых ограничений вкупе с отсутствием компенсаций с тем обстоятельством, что уже сделанные расходы COVID-фонда почти на 60% достались дорожно-строительным корпорациям и бюджету МВД.
Еще раз. Затраты были направлены не на расширение сети государственных лабораторий для того, чтобы тестирование было доступным и с оперативной выдачей результатов. Затраты были направлены не на создание сети мобильных специализированных клиник – как это делал с первых дней эпидемии тот же Китай. А на дорожное строительство и доплаты силовикам. Собственно, это все, что нужно знать о причинах введения КВД: деньги налогоплательщиков тратились не туда, куда нужно, и время, выигранное весенним локдауном было бездарно упущено.
Почему же тогда делаются очевидно неоптимальные шаги и принимаются наихудшие по последствиям решения? Да все просто: если ограничения не обходятся правительству в конкретные деньги и/или политические последствия, то введение заведомо избыточных ограничений «на всякий случай» видятся тому правительству самым дешевым инструментом борьбы с эпидемией. Это мы считаем копейки в своих карманах. Кабмин в наших карманах дна не видит. И только разводит руками, когда делать что-либо уже поздновато.
Говорит налогоплательщик
Олеся Остафьева: Пять мифов о «проклятии выходного дня», или какие камни бросают в сторону малого бизнеса
1. НУ ВЫ ЖЕ ПЯТЬ ДНЕЙ РАБОТАЕТЕ. Открою секрет – в большинстве заведений на вечер пятницы и выходные приходится 50–70% выручки, и именно выходные перекрывают убытки начала недели. И если в полный локдаун все поставщики шли навстречу и давали отсрочки по платежам, то сейчас «вы же работаете».
2. РАБОТАЙТЕ НА ВЫНОС И ДОСТАВКУ. Предложите нам еще в пакет пару сотен гривен в качестве комплимента вкладывать, чтоб наверняка. Для понимания – сервисы доставки взимают с ресторанов 33–36% от суммы заказа, отнимите еще налоги, себестоимость, коммуналку и зарплату поваров. При той рентабельности, с которой мы работали последние месяцы, каждая доставка будет дотационной.
3. МЫ ПОМОЖЕМ БИЗНЕСУ. Помощь сводится к призыву не платить аренду и брать дешевые кредиты. Ребята, кредиты нужно отдавать, а с таким «партнером», как вы (правительство. – Ред.), мы не знаем, сможем ли. В соседних странах государство напрямую компенсирует убытки малому бизнесу. Помочь бизнесу можно только двумя способами – прямым вливанием денег или созданием условий. Рыба или удочка. Другого не дано.
4. БУДЬТЕ ОТВЕТСТВЕННЫ, КИСЛОРОДА В РЕАНИМАЦИЯХ НЕТ. Ребята, просто спуститесь в 18.00 на станцию метро Золотые Ворота и потом расскажите нам о кислороде, реанимации и безответственности малого бизнеса, который хочет продолжать работу с соблюдением 48 страниц ограничений, которые вы ввели еще летом. А потом давайте сходим на сайт Минфина и посмотрим структуру расходов госбюджета – сколько денег из «дорожного-патриотического фонда» вы потратили на кислород и оборудование новых коек.
5. КАРАНТИН, ТАК КАРАНТИН. Мы все провели это лето не на Марсе и не на радуге с единорогами. Мы все видели избирательный подход, избирательное право и избирательный карантин. Вы первые показали пример в велюрах, мы успешно повторили. Нарушали все. Государство. Бизнес. Граждане. Каждый в меру своих возможностей, связей и воспитания. И будут нарушать. Вы в этом сомневаетесь? Я – нет. Будем вместе с казино и проститутками в подполье. Квартирники. Самиздат. Голос Америки.
Светлана Шмелева
Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.