Устал повторять, что государство Украина конкурирует на глобальном рынке за приверженность местных потребителей и рабочих, а также за приверженность иностранных потребителей и инвесторов. Конкурируем мы качеством и ценой наших товаров и услуг, а также уровнем налогообложения и комфорта в ведении бизнеса. Да, конкурируют не украинские компании, прежде всего, а именно государство.
Читай также: Александр Крамаренко: Экономика хунты
Потому что курс гривны, качество государственных институтов, защита собственности, налоги - все это никоим образом или почти никак не зависит от частного сектора. Мы раз в несколько лет ходим на избирательные участки, а в промежутке воспринимаем государство “as is“, то есть как коробочную версию. И она нас не слишком устраивает. Иногда не устраивает настолько, что случаются Майданы. Но не будем о крайностях.
Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что государство как совокупность важных политических деятелей очень быстро забывает об источнике власти - то есть о народе. Привычка решать все за счет среднего класса, привычка дешевле покупать расположение малоимущих слоев населения, чтобы в очередной раз получить властные полномочия - они никуда не делись. Государство как структура имеет склонность к неограниченному расширению. И мы видим это на примере того, как увеличивается доля ВВП, которую государство перераспределяет через государственный и местные бюджеты. Два года после Майдана государство приходило в себя, а сейчас уже снова заболела гиганто- и клептоманией. И снова “доля государства в ВВП“ превышает 40%.
Читай также: Александр Крамаренко: Ревет и стонет бизнес
Я бы даже больше сказал - если честно, то услуги и товары, которые оказывают естественные монополии, принадлежащие государству и аффилированным с ней гранд-бизнесменам, также нужно привлекать к показателю “доля ВВП, которая перераспределяется государством“. И тогда этот показатель намного превысит все 50%.
Мы аплодисментами встречаем каждое положительное движение по улучшению процедур расходования бюджетных средств (тот же Prozorro), но это полумеры. Сжимать нужно не столько процедурные возможности для коррупции, сколько статьи расходов госбюджета, которыми эта коррупция питается.
Буду злым и циничным. К черту нам та же программа “Доступные лекарства“, лучше увеличьте на ту же сумму пенсии и зарплаты бюджетников и снизьте налоги работающим. К черту нам субсидии по услугам ЖКХ, лучше прекратите грабить потребителей через раздутые тарифы, а если уж кто и нуждается в поддержке - отдайте им в виде увеличенных пенсий, например. Потому что там, где перераспределяет государство, слишком часто воруют по пути.
Читай также: Александр Крамаренко: Коренной перелом? Нет, пока вывих
А теперь о зарубежных факторах. США, ЕС и Китай (Индия - на подходе) соревнуются за то, чтобы лучше подготовиться к будущему глобальному кризису, который прогнозируют на 2021 и 2022 годы. Я уверен, Давос-2019 будет дискутировать в январе именно об этом. Украина вновь “готовится к войне, давно минувшей“. Как всегда во время подобных тектонически-экономических сдвигов больше всего пострадают страны с очень открытыми и слишком слабыми внутренними рынками. Брань между Пекином и Вашингтоном - это именно об этом. Брань между Брюсселем / Берлином и Лондоном - также об этом. И не говорите потом, что “Деньги“ не предупреждали.
У нас осталось примерно 20 месяцев для перестройки налоговой, судебной, регуляторной систем, на проведение земельной реформы, создание в нашей стране единого европейского квази-оффшора. В ЕС деньги и предприниматели воют от нашествия бюрократии и безумных налогов - может, стоит хоть попробовать побороться за их привлечение?
20 месяцев. Отсчет уже идет.
Александр Крамаренко
Полностью журнал «Деньги» № 24 от 20 декабря можно приобрести онлайн.