Еще накануне визита украинской правительственной делегации в Вашингтон (стр. 10) сорока на хвосте принесла слухи о том, что ее участники должны были прихватить в обратный путь довольно детальный перечень дел на ближайшие недели – не месяцы даже. Говорят, что написанный в классическом формате ToDo список домашних заданий состоял на этот раз не то что из пожеланий, а просто-таки был детально расписан – кого, как и куда.
Конечно, в такие слухи я категорически не верю. Потому что это было бы слишком хорошо и эффективно. То есть непривычно хорошо и эффективно. Это не оставило бы люфтов на коррупцию (см. стр. 6) в нашем любимом местечковом теплом и ламповом стиле. Призывы премьера заводить инвесторов в Украину "за ручку" и обеспечивать им тут тепличные условия – это волшебно. А можно то же самое для мелкого украинского бизнеса? И еще – можно что-то приятное для обычных граждан?
Ну, чтоб не только дивиденды можно было выводить китам бизнеса, но и мелкой плотвице было позволено что-то получить – например, право не быть выдранными очередной налоговой проверкой по мотивам "показателей повышенного риска". Как, вы позабыли или не в курсе о "показателях риска им. А. Клименко"? Так я напомню: тоталитарная система фискального BigData, доставшаяся в наследство от "попередников", нынче вполне освоена и начинает приносить ее эксплуатантам сладкие коврижки. Ходят упорнейшие слухи о том, что малый и средний бизнес, не особо обремененный мощными юридическими службами и политическими "крышами", все чаще получает вопросы: "почему это вы так много налогов платите?". И далее, якобы, следуют предложения, от которых сложно отказаться. В том числе по поводу использования "площадок", "схем" и т. п.
Я не знаю, насколько справедливы эти жалобы, но динамика их потока впечатляет и наводит на довольно зверские выводы. Единственная радость в этом всем – довольно качественная информированность господ по ту сторону Атлантики о происходящем по эту ее сторону.
Иными словами, отношения по линии Киев–Вашингтон довольно бодро переходят в режим квазивнешнего управления. Без дополнительных пространства и времени на демпфирование навязываемых нашими союзниками реформ. Без веры на слово "я обязательно сделаю" или "а мы уже реформировались". Мне, как гражданину суверенного государства, немного по этому поводу обидно. Но если выбирать между квазивнешним управлением со стороны союзников и кровавой дорогой к реформам через третий Майдан, то я, пожалуй, за первое.
Александр Крамаренко