Украина приподнялась в Doing Business на четыре ступеньки. Экономика начала подниматься – а потому что бояться уже не страшно. Гривна приблизилась к 27 за доллар. Но это не все.
Читай также: От редактора: Где мои деньги?
Два события можно было назвать знаковыми в первые дни ноября. Столица была увешана многочисленными бордами и ситилайтами, призывающими бороться с теневой экономикой. А специализированные сайты наперебой писали о взлете главной криптовалюты – биткоина. До 7000 долларов.
С Bitcoin все понятно – это надвигается новая экономика. Похоже, с этим даже согласилась группа советников НБУ, которые порекомендовали центробанку “признать и простить“ криптовалюты. Мне нравятся ситуации, когда логика прогресса сметает с нашего пути глупые барьеры, расставленные разнообразными регуляторами и монополистами. Вы длинные счета за междугородние и международные разговоры помните? Нет? А я помню. Эти счета были убиты Скайпом и прочими месседжерами. Так и с современной налоговой системой случится.
Весь смак криптовалют состоит в том, что как только их капитализация сравняется с денежной массой страны вроде США или группы стран вроде еврозоны, появится принципиальная возможность для субъектов хозяйствования не выходить из крипты в традиционные валюты. Конечно, это произойдет нескоро и будет сопровождаться истерикой фискальных органов и их лоббистов. Потому что в таком случае государствам придется начать, о ужас!, торговаться с налогоплательщиками.
“Ну, заплати нам налогов, а? Сколько можешь, а? Давай мы закон примем, что ставки будут ниже“, – будет упрашивать государство. “А ты мне что?“ – ошалев от собственной наглости, будет спрашивать налогоплательщик.
Но это пока фантазии. Хотя да, реальность надвигается быстро.
А пока у государства монополия на взимание и назначение налогов. У налогоплательщиков нет возможности торговаться. Налогоплательщиков не слышат. Механизм простой. Раз: взять много с тех, кто налоги платит. Два: распилить по дороге часть денег налогоплательщиков. Три: раздать некую толику тем, кто налогов не платит, но охотно ходит голосовать. Четыре: за розданные крошки получить места в парламенте. Пять: поднять налоги. Профит! Можно переходить к пункту “Раз“.
Читай также: От редактора: Вилка!
2014 год показал, что государство успешнее всего справлялось с разворовыванием денег налогоплательщиков. На момент начала агрессии армия была босая, голая и с сухими баками у танков и вертолетов. Защита страны была оплачена кэшем, который обычные люди доставали из заначек, а мелкий-средний-крупный бизнес вынимал из своего легального оборота, а что-то – из тени. Некоторые особо крупные бизнесмены, вроде действующего президента платили прямо со счетов своих корпораций. Но это, скорее, счастливое исключение, чем правило.
Как бы там ни было, но львиная доля трат в самый критический момент была покрыта деньгами той самой части экономики, которую самонадеянные троечники называют “теневой“. Хотя это никакая не тень. Это та часть экономики, которой государство не смогло предложить разумный сервис за требуемые с нее налоги. Эту часть экономики можно, конечно, попробовать нагнуть, ссылаясь на “ставки и налоги как в Европе“. Но не в стране, где ВВП на душу впятеро ниже, чем у самого бедного из западных или южных соседей. Поэтому деньги на кампанию “против теневой экономики“ с аппетитом “освоят“. Но не более того.
Александр Крамаренко
Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 21 от 9 ноября 2017 года. Номер можно купить онлайн.
Придбати журнал “Гроші“ № 21 від 9 листопада 2017 року українською мовою.