С 1 июля 2017 года вступают в силу налоговые изменения, направленные на борьбу со схемами при уплате НДС. Таким образом правительство намерено сохранить бюджету около 12 млрд грн в год. Насколько эффективным окажется это нововведение, разбиралось Delo.ua.
Читай также: Украинскому бизнесу перекроют несколько каналов ухода от налогов
По оценкам Министерства финансов, Украина каждый месяц теряет по меньшей мере 1 млрд грн на схемах уклонения от уплаты НДС. Поэтому правительство и Верховная Рада из года в год говорят о необходимости бороться с “уклонистами“ и даже внесли изменения в законодательство, которые должны были “убить“ все способы незаконного уклонения. В частности, внедрили систему электронного администрирования НДС, а также обязали регистрировать накладные в Едином реестре.
Но даже это сработало неидеально, сетуют эксперты. По их словам, после этих изменений существенно выросла доля махинаций с уплатой импортного НДС - так называемые “импортные скрутки“. Потому в конце прошлого года правительство и законодатели решились предпринять очередной шаг в борьбе с НДС-махинациями и запустить специальное программное обеспечение - систему автоматического блокирования накладных НДС с признаками фиктивности.
Эта система полноценно заработает через полтора месяца - с 1 июля 2017 года. Сейчас же она “обкатывается“ в тестовом режиме, дабы с середины лета могла полноценно противодействовать уклонениям, не создавая трудностей добросовестному бизнесу.
Как работают “скрутки“?
Читай также: Как в Украине будут внедрять налог на выведенный капитал
“Схема“ работает следующим образом. Предприятие импортирует товар, уплачивая на таможне 20% НДС, а после продает его без официального отображения операции, к примеру, за наличные деньги. В итоге, предприниматель получает не только средства за проданный товар, но и документы на налоговый кредит. Эти документы он может “передать“ другому бизнесмену, якобы продавая другие товары или услуги.
Второй же участник “схемы“ может использовать таким образом полученный налоговый кредит для минимизации своих обязательства по НДС.
Как будут решать проблему?
Чтобы бороться со “схемным“ НДС, законодатели обязали предпринимателей указывать в накладных новый реквизит - код из классификатора товаров внешнеэкономической деятельности (УКТЗЭД) или из государственного классификатора продукции и услуг. На основании кодов налоговики смогут отслеживать попытки подмены одной товарной категории на другую.
Говорить о махинациях, просто сравнивая коды входящего и исходящего товаров, нельзя.
Читай также: Избежать нельзя: как будут наказывать украинцев, не подавших декларации
Ведь так всегда будут блокироваться накладные поставщиков услуг и производителей товаров, которые закупают сырье, а продают готовый продукт. Потому Минфин разработал, во-первых, критерии, согласно которым система автоматически будет определять некоторые накладные как нерисковые и беспрепятственно их регистрировать. Во-вторых, будет действовать механизм блокирования фиктивных документов.
Нерисковыми будут считаться накладные, зарегистрированные на покупателя, то есть лицо, которое не является плательщиком НДС (не имеет права на налоговый кредит). Также в эту категорию входят накладные небольших предприятий, объем поставок которых за месяц не превышает 500 тыс. грн, но только если их руководитель занимает аналогичную должность не больше, чем в трех других компаниях (второй критерий). Мол, такие компании не являются “схемщиками“.
Кроме этого, не стоит бояться остановки регистрации накладной предприятию, которое в 2016 году уплатило больше 5 млн грн всех налогов (включая НДС, уплаченный на таможне) и ЕСВ (третий критерий). Также нерисковыми накладными будут документы предприятий, которые за последние 12 месяцев уплатили налогов (за исключением импортного НДС) и ЕСВ на сумму больше чем 5% от объема поставок товаров и услуг, если сумма НДС за месяц не превышает больше чем на 30% максимальный размер этого налога за последний год (четвертый критерий). Последние два типа предприятий в Минфине предлагают считать добросовестными плательщиками.
Тем не менее, глава налогового комитета Верховной Рады Нина Южанина считает, что “индульгенция“ предприятиям, которые заплатили в прошлом году свыше 5 млн грн налогов и ЕСВ, как раз будет играть на руку “схемщикам“, ведь те платят НДС, который, собственно, потом и “скручивается“. Депутат заявляет, что стоит брать во внимание только зарплатные налоги: НДФС и ЕСВ, тогда критерий будет справедливым.
Читай также: Реформа налоговой полиции: украинцам предложат стать агентами за 25 тысяч гривен
В свою очередь в Минфине уверяют, что в прошлом году импортеры всегда работали “в белую“. “Импортер продавал товар по цепочке, и только там начиналась “схема“, - поясняет Дмитрий Кохан, эксперт команды поддержки реформ при Министерстве финансов. - А чтобы не давать стимулов для импортеров создавать компании-однодневки, мы исключили уплаченный на таможне НДС из четвертого критерия. 5% уплаченных налогов - это логичная цифра. У нас компании на третьей группе упрощенной системы налогообложения платят такой процент. Этот показатель очень хорошо отделяет реальное предприятие от подозрительной деятельности“.
Эти четыре критерия, по прогнозам Минфина, позволят отсечь до 95-98% всех плательщиков НДС, беспроблемно регистрируя их накладные.
Согласно критериям к нерисковым накладным будут также относиться и документы производителей, у которых входящий и исходящий товары отличаются, ведь они обычно платят больше 5% налогов, по мнению Дмитрия Кохана. Поэтому под проверку на наличие риска попадут лишь 2-5% предприятий.
Какие накладные будут блокировать?
Основным критерием риска будет “пересортица“, когда предприятие продает товар, который отличается от приобретенной продукции. При этом в Минфине говорят, что есть ограниченный перечень товаров, которые могут использовать для формирования фиктивного налогового кредита, в частности, ткань, одежда, фрукты, продукты питания и напитки, удобрения, трубы, изделия из металла, телефоны, транспортные средства и прочее. Это часто готовые изделия, которые можно легко продать за наличные.
Читай также: Повышение минимальной зарплаты рекордно увеличило поступления ЕСВ
Оснований же для приостановки налоговой накладной, согласно проекту приказа Министерства финансов, будет три. Во-первых, если у предпринимателя нет разрешительных документов на ведение деятельности, которая указана в накладной.
Во-вторых, если объем поставки товара согласно накладной на 50% превышает разницу между объемами покупки и продажи с начала года. Ведь если компания продает товар, но не покупала его в таком количестве, возникает закономерный вопрос, откуда же он взялся. При этом накладная будет сомнительной только если НДС по рисковому товару составляет по крайней мере 50% всего НДС предприятия. То есть чиновникам нужно будет удостовериться, что предприятие продает много такого товара.
В-третьих, риском будет считаться регистрация корректировок на неплательщика в значительных объемах (больше чем в 20% случаев). В Минфине говорят, что недобросовестные предприниматели часто после продажи товара конечному потребителю, регистрируют в реестре корректировку на физлицо, мол, продукцию решили вернуть. При этом потребитель, который получил товар, понятия не имеет, что по бумагам он продукцию вернул обратно. Таким образом, предприятие-продавец вновь получает налоговый кредит, который использует для “скрутки“.
Важно понимать, что остановка регистрации накладной не обязательно означает ее блокирование.
Читай также: Как украинцы будут платить налог на землю в 2017 году
Ведь плательщик имеет право в течение 365 дней подать в налоговую подтверждающие документы, что операция была реальной. А комиссия в главном офисе ГФС в течение пяти дней обязана дать ответ предпринимателю: блокируют его регистрацию или пропускают. Если же ответа нет, то накладная регистрируется автоматически.
При этом в Минфине отмечают, что за полмесяца работы тестового режима под критерий риска попало около тысячи предприятий, а под критерии приостановки - 3 тысячи накладных из 15 тысяч, которые регистрируются каждый месяц. Много это или мало - вопрос сложный. Но у “белого“ бизнеса, который вдруг без всякого основания подпадает под критерии риска, есть возможность до 1 июля обратиться в Минфин и попросить внести изменения в разработанный механизм. Ведь через полтора месяца его придется придерживаться.
Ранее сообщалось о том, сколько налогов уплатили киевские арендодатели в 2016 году. Оказывается, несмотря на то, что сумма налогов достигла почти полмиллиарда гривен, многие жители столицы, сдающие в аренду жилье, все еще не платят налоги.
Смотри также - ТОП-10 самых нелепых налогов: