2021 год нас еще крепко удивит. Потому именно в этом году у нас случится много неожиданных и ожидаемых перемен. После серии локдаунов и перекройки мировой экономической жизни непременно состоятся перемены. Инвесторы будут бежать из одних стран и отраслей в другие. Новых трендов – хоть залейся.
Рост неравенства возможностей – это будет главным трендом-2021. Несмотря на все причитания организаций вроде МВФ. Своя рубаха будет у развитых стран ближе к телу. А в определенных случаях под предлогом борьбы за все хорошее и против всего плохого будут предприниматься попытки загнать аутсайдеров в эдакие экономические гетто. В общем, будет трясти и трусить.
Читай также: Миссия МВФ завершила первую часть работы в Украине: Итоги и сроки транша
Что всему этому может противопоставить Украина? Для начала – очень непростые стартовые условия. Европейская бизнес-ассоциация(ЕБА) под конец года провела исследования настроений инвесторов – опросили 101 топ-менеджера из компаний-членов ЕБА. Выводы получились сами по себе жутковатые, хотя и сформулированы очень дипломатично.
Но, поскольку у меня нет обязанности выглядеть дипломатично и политкорректно, я попробую три главных вывода из исследований сформулировать предельно ясно:
78% опрошенных считают инвестиционный климат неблагоприятным.
Читай также: Инвестиционная привлекательность Украины упала до уровня 2013 года
90% не ожидают улучшения инвестклимата в первом полугодии 2021 года(45% видят его неизменность и 45% - ухудшение).
Ну и как следствие:
19% планируют приостановить инвестиции – это по поводу планов на ближайшие полгода(58% будут пытаться сохранить персонал, 43% - ввести режим экономии, 39% - займутся цифровой трансформацией). Но забудьте про написанное в скобках. Главное в том, что каждая пятая из крупных компаний ОСТАНОВИТ инвестиции в свои украинские проекты. Если вот прямо сразу власти не начнут что-то менять к лучшему.
Ручное управление или просто нормальный климат
Но, аллилуйя! Чтобы инвесторам стало лучше, для них приняли закон об инвестнянях. В нем – целый букет подарков для новых проектов весом от 20 млн евро и выше. Закон принят, на момент написания этого текста он еще не был подписан президентом и в силу не вступил. Но к нему уже есть масса критических замечаний. Самое главное из них - он устанавливает серьезные налоговые льготы, что прямо противоречит действующей программе сотрудничества Украины с МВФ. Но меня не это беспокоит, а сам факт наличия такого закона.
Читай также: В Раде приняли закон об "инвестнянях": Подробности
Смотрите: вместо того, чтобы обеспечить всем равные и прозрачные условия правительство признает, что с налогами, судебной защитой и прочими важными вещами творится хаос. И потому вынуждено создавать специальные тепличные условия для VIP-бизнесов.
Меня это пугает тем, что такой VIP-режим для VIP-бизнесов напрочь снимает с повестки дня вопрос “А когда у нас будут наводить порядок в инвестиционном климате системно, для все сразу, а не только для избранных”.
Мы увидим в 2021 году глобальный мировой чемпионат по привлечению инвестиций. И нам тут как раз на старте дают сигнал о том, что в Украине нет и не предвидится прозрачных и стабильных правил для всех – только для избранных. Мы же отдаем себе отчет, что “инвестняни” и так называемые “специальные инвестиционные договора” – это не про стабильность и прозрачность, а про конкретные договоренности с конкретными людьми?
Читай также: Зеленский: Украина открыта для мира, как инвестиционная гавань
То есть ручное управление, а не инвестиционный климат.
И это не единственный сигнал инвесторам. Есть и другие. Причем, на них обращают внимание намного более пристальное, чем на обещания по поводу будущих преференций отдельным игрокам.
Как раз вслед за сообщением о голосовании по закону об инвестнянях появились еще два сильных сигнала по поводу инвестиционного климата. Первый – это сообщение о том, что ряд инвесторов в секторе возобновляемых источников энергии уже приняли внутренние решения идти в международный арбитраж в случае признания Конституционным судом Украины по представлению народных депутатов неконституционными "зеленых" тарифов. Об этом 17 декабря заявил управляющий партнер юридической компании Arzinger, представляющий интересы отрасли, адвокат Тимур Бондарев. Он сообщил, что есть, по крайней мере, уже около 10 инвесторов, принявших внутреннее решение обращаться в международный арбитраж в случае признания неконституционными зеленых тарифов.
Читай также: Тарифная война, ПСО и "зеленка": Что будет с тарифами на электроэнергию для населения в Украине
А 22 декабря компании Philip Morris International (PMI) распространила пресс-релиз о том, что она была вынуждена подать в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (Вашингтон, округ Колумбия, США) иск о двустороннем инвестиционном арбитраже против правительства Украины в связи с несправедливым, по ее мнению, решением Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), оштрафовавшего ее на 1,2 млрд грн по делу оптового дистрибьютора "Тедис Украина". Там прямо было заявлено, что этот спор между инвестором и государством будет иметь крайне негативное влияние на инвестиционную привлекательность Украины.
Так что не закон об инвестнянях будут изучать потенциальные инвесторы в первую очередь. Они будут звонить своим приятелям, которые уже работают в Украине, будут с ними встречаться, чтобы немножко пить и много общаться. И после будут делать выводы. Тем, кто уже тут работает – им будет что рассказать коллегам под тумблер односолодового.
Неналоговый год
Для украинского бизнеса наступающий год оказался из ряда вон выходящим – по части полного тумана относительно предстоящих изменений в налоговом климате. Вот полный и глубокий туман. Мы уже почти привыкли к тому, что в прицепе к очередному закону о госбюджете Верховная Рада принимает огромный пакет налоговых нововведений – его называют обычно “ресурсным законопроектом”. Нововведения принимаются под елочку – буквально за несколько недель до старта нового налогового года, что само по себе есть нарушение. Так как Налоговый кодекс прямо и явно запрещает вносить изменения после 1 июля года, предшествующего новому налоговому году.
Читай также: Списание налогов, легализация криптовалют, реформа ЖКХ: Что нового приняла Рада
Например, все налоговые нововведения на 2021 году надлежало рассмотреть и одобрить до 30 июня 2020 года включительно. Но на это правило плюют уже много лет. В нынешнем году пошли дальше – нововведения не приняли даже к 31 декабря 2020 года. То есть бизнес верстает свои планы и бюджеты на 2021 год без понимания по поводу режима налогов и даже по поводу размеров налоговых ставок. Я об этом законопроекте уже писал примерно с месяц назад, когда была надежда, что с ним разберутся и примут в нормальном виде - https://dengi.ua/blog/2484163-aleksandr-kramarenko-podatkovogo-realizma-post
Не далее, как 21 декабря ЕБА обратилась к Раде с просьбой поскорее принять законопроект 4101-д – тот самый “ресурсный” закон, который идет прицепом к закону о госбюджете-2020. К слову, принятый Радой закон о госбюджете-2021 президент уже подписал – 25 декабря. Но начать выполнять его – нереально, пока не принят законопроект 4101-д. К которому, между прочим, есть масса претензий.
Читай также: Зеленский подписал бюджет на 2021 год
Например, там есть отмена моратория на проверки(несмотря на продолжающиеся карантинные меры в связи с COVID-19), а также попытка ликвидировать даже те жалкие остатки банковской тайны и неприкосновенности банковских счетов, которые еще остаются. Там еще есть много прекрасного – предложена упрощенная процедура взыскания налогового долга для Государственной налоговой службы, без обращения в суд, независимо от размера долга и продолжительности просрочки. Там предложено резко сократить срок отнесения убытков на будущие периоды – такие штуки очень бесят инвесторов, по понятным причинам.
Также в законопроект 4101-д попали нормы о резком повышении ставок акцизного сбора и экологического налога, но, напротив, туда не попали нормы, корректирующие в сторону нормализации темпы повышения акцизного сбора с ТИЭНов(табачные изделия с электронагревом).
Читай также: "Дороже, чем в России и Беларуси": С января в Украине резко подорожают стики для "айкосов"
ЕБА также просила дополнить законопроект положениями о маркировке жидкостей, используемых в электронных сигаретах – с ними вообще интересная история сложилась. Из-за чисто технических ошибок вокруг акцизных марок на эти изделия, оказалось, что минимум на первый квартал, а то и на дольше этот рынок ввергнут в ступор – то есть фактически заблокирован их легальный оборот. Некоторые производители уже заявили, что прекращают официальные поставки этой продукции в Украину. Нет сомнений, что контрабандисты аплодируют этому хаосу.
Нынешний налоговый год оказался уникален еще и тем, что Рада вдогон к закону о госбюджете рассматривала не один, а сразу несколько налоговых законопроектов. Например, 17 декабря 2020 года Рада приняла Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно обеспечения сбора данных и информации необходимых для декларирования отдельных объектов налогообложения» №4065. Им корректировались введенные год назад наиболее драконовские нормы закона №466. И его принятия ожидали с нетерпением.
Читай также: Елена Жукова: Есть еще год. Успеем?
В частости, планировалось перенести введение в действие норм о контролируемых иностранных компаниях, а также сузить сферу применения принципа так называемой деловой цели. В №4065 также было предусмотрено возвращение трехлетнего срока исковой давности по налоговым проверкам по поводу налога на доходы физлиц вместо введенного было семилетнего. В нем же была запланирована поправка о смягчении нормы и повышения акцизов на ТИЭНы до 200% в 2021 году с последующим ростом ставки на 30% в год вместо одноразового повышения на 320% сразу с 1 января. Против такого резкого увеличения ставки акциза возражали участники рынка, аргументируя, что такой шаг приведет резкому росту контрабанды и поставок контрафакта в ущерб легальному обороту.
Третий налоговый законопроект, который должен был вступить в силу с 1 января 2021 года – о снижении с 20% до 14% ставки НДС для некоторых видов агросырья - №3656. Согласно нему, льготную ставку налога в размере 14% предлагается установить на поставку на таможенной территории Украины и на ввоз в Украину сельхозпродукции, в частности, цельного молока, крупного рогатого скота, живых свиней, пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы, соевых бобов, зерен льна и рапса, подсолнечника и других масличных культур, а также сахарной свеклы.
Читай также: Урожай в Украине в 2020 году стал самым минимальным за три года
Логично было бы все эти инициативы вносить одним законопроектом, предварительно и заранее согласовав новые нормы. Но нет. Уже после принятия законопроектов 4065 и 3656 Верховной Радой 17 декабря, их подписание было на некоторое время заблокировано – у народных депутатов есть такая возможность притормозить процесс по процедурным мотивам. Собственно, упрекать их в таких шагах язык не поворачивается – потому что рассмотрение законопроектов впопыхах не позволило принять их в том виде, который является действительно позитивным для экономики.
Как-то оно впоследствии устаканится – к концу января, когда Рада возобновит работу, но месяц будет упущен и как финдиректора будут сводить концы в налоговом планировании – знают только они одни.
Читай также: Налоговую нагрузку снизят: Ряд налогов объединят - но не отменят
Крупный бизнес, как уже было сказано, был изрядно шокирован происходящим: Европейская Бизнес Ассоциация даже сделала специальное заявление о том, что “стабильность и прогнозируемость налогового законодательства и предсказуемость действий органов государственной власти является важнейшим фактором для оценки качества деловой среды инвесторами”. Если перевести на недипломатический язык, это должно звучать очень брутально и однозначно, примерно так: “Денег наших тут на погляд не будет, если за ум не возьметесь”.
Теперь краткий итог
Для инвестиций важно быть конкурентоспособными по сравнению с другими рынками. Границы – прозрачны. Мир глобален. Украина – далеко не самый крупный рынок. Нужно суметь предложить нечто. Например, стабильность условий и низкие налоги.
Хотите примеры? Закон по инвестняням можно было не принимать после того, как и что минэнерго сделало с компаниями, которые инвестировали с солнечную и ветровую энергетику в Украине. А после того, как рынок был на три года открыт для беспошлинного ввоза автохлама, можно лет на пять забыть о проектах по масштабной автосборке.
Читай также: Падение украинского автопрома: Насколько сильно рухнула отрасль
У нас под боком три мощных конкурента по привлечению инвестиций и размещению крупных промышленных объектов – Турция, Польша, РФ. В каких бы санкциях ни сидела Москва, но там огромный рынок, а деньги, как показали события 2014-2020 годов, пахнут далеко не всем. Польша – член ЕС и пользуется всеми преимуществами доступа на рынок Евросоюза. Турция – страна с вдвое большим населением и втрое большим ВВП на душу. И с эффективной экономической политикой, несмотря на девальвацию и прочие неприятности.
Читай также: Шмыгаль анонсировал "основную приватизацию" в 2021 году и пригласил турков
Тренды – 2021 состоят в том, что глобальные корпорации будут искать в окрестностях ЕС комфортные площадки для размещения промышленных мощностей, в том числе – в противовес восточноазиатским. Украина по стоимости рабочей силы уже реально отстает от КНР при более высоком ее качестве. Какой у нее шанс стать индустриальным хабом в Восточной Европе? С таким, как сейчас хаосом в экономической политике – нулевой. Если Киев сумеет превратиться в европейский индустриальный офшор – шансы есть.
Автокомпоненты, текстиль, табачные изделия, высокоточные приборы, IT-услуги, агропродукция – это все еще конкурентоспособно при производстве в Украине. Но запас инвестиционного терпения уже подошел к концу, судя по реакции топ-менеджеров крупных украинских компаний.