В Украине с 1 июля должен открыться рынок купли-продажи земель сельхозназначения. Несмотря на то, что до старта реформы считанные недели, остается невольное сомнение в том, что она все-таки состоится. Сомневаться заставляет более 20 лет отсрочек – мораторий стал привычной частью ландшафта.
Добавляет сомнений назначенное на 3 июня заседание Конституционного Суда, который может обнулить принятый закон (№ 552-ІХ. – Ред.), и активизация сопротивления как со стороны аграриев, так и ситуативно примкнувших к ним политических союзников, которые пользуются любым поводом, чтобы приподнять свои рейтинги.
В Украине с 1 июля должен открыться рынок купли-продажи земель сельхозназначения. Несмотря на то, что до старта реформы считанные недели, остается невольное сомнение в том, что она все-таки состоится. Сомневаться заставляет более 20 лет отсрочек – мораторий стал привычной частью ландшафта.
Добавляет сомнений назначенное на 3 июня заседание Конституционного Суда, который может обнулить принятый закон (№ 552-ІХ. – Ред.), и активизация сопротивления как со стороны аграриев, так и ситуативно примкнувших к ним политических союзников, которые пользуются любым поводом, чтобы приподнять свои рейтинги.
Законопроект №2178-10, он же "закон о рынке земли", Верховная Рада приняла в конце марта 2020 года. По сравнению со сверхлиберальным первоначальным вариантом, порожденным реформаторской истерикой Кабмина им. Алексея Гончарука, финальная версия была полной его противоположностью и предусматривала жесткие ограничения, который делали понятие «рынка» земли весьма условным.
До 2024 года покупать сельхозучастки строго в объеме до 100 га смогут только физлица – граждане Украины, через четыре года лимит повышается до 10 тыс. га, и на рынок пустят юридических лиц. Продажа земель госсобственности не допускается, а вопрос приобретения земель иностранцами должен быть вынесен на всеукраинский референдум. Хотя это абсолютно бессмысленная в юридическом отношении норма – у юрлиц запросто могут быть бенефициары-нерезиденты. К недостаткам закона можно отнести отсутствие в нем стимулов для экономического роста и развития АПК. Но с задачей обеспечения президенту "хоть какую-то победу" ко второму году его каденции документ, безусловно, справляется.
Годовая отсрочка вступления в силу, которая в марте 2020 года казалась более чем достаточной, закончилась, как это часто бывает, очень быстро и внезапно.
Ключевые сопроводительные для земельной реформы законы – о передаче сельхозземель за пределами населенных пунктов в собственность объединенных территориальных общин и об электронных земельных торгах – парламент принимал за месяц до дедлайна. То есть без возможности их практической обкатки и полноценной имплементации. Механизм финансирования земельных сделок также не отработан, а у банков есть скепсис по поводу такого странного неунифицированного актива, как земля.
Отсутствие внятного источника доступных денег для покупки земли – самый тревожный элемент грядущей реформы. Даже если учесть, что аграрии склонны занижать свои доходы, и что за 9 месяцев 2020 года, по данным Госстата, 64,3% предприятий, занятых в сельском хозяйстве, были прибыльными, получив суммарный результат в 321,3 млн. грн. А убыточные за тот же срок потеряли 414,1 млн. грн. В сумме – минус. И потому мелкие и средние профильные игроки ограничены в инвестиционных возможностях.
В то же время гарантированную волну спроса обеспечат люди, далекие от АПК, но обладающие свободными деньгами. По мере приближения 1 июля запросы формата "Где купить земли?" от этой категории участились.
Такая конъюнктура создает высокие риски на первом этапе реформы, усиленные тем, что, приняв закон, законодатель и исполнительная власть, видимо, посчитали вопрос исчерпанным и прекратили работу в его поддержку. Так или иначе, а год, который мог быть потрачен на разъяснение и популяризацию реформы, упущен, и это отразилось в общественном мнении.
Согласно проведенному в конце апреля опросу социологической группы "Рейтинг", 77% респондентов считают, что решение о введении в Украине рынка сельхозземли должно приниматься на всеукраинском референдуме. 75% опрошенных приняли бы участие в таком референдуме, и 64% из них проголосовали бы против рынка земли.
Суммируя: реформа вступает в силу, будучи недоработанной, а власть проводит действия, которые большинство граждан считают неправильными. Этим недовольством при должной крепости нервов, можно было бы пренебречь, но есть нюанс. Две трети населения хорошо осведомлены о земельной реформе и абсолютное большинство считает, что определяющим для его принятия было влияние лично Владимира Зеленского. Не слишком обнадеживающий фактор для президента.
Ранее сообщалось, что послы G7 рассчитывают на скорое открытие рынка земли в Украине - до 1 июля текущего года.