Мировой экономический форум в Давосе (WEF) в январе 2014 года собрал около 2500 представителей мировой политической и экономической элиты из 100 стран. И хотя тональность диалогов, а также обсуждений была оптимистичнее, чем год и два назад, без острых тем не обошлось.
Одной из таких острых тем, разумеется, стали события в Украине. Началось с того, что на рабочем заседании форума его участники почтили минутой молчания погибших на улице Грушевского в Киеве ночью 22 января.
Кроме того, не ушедший еще тогда в отставку премьер-министр Николай Азаров, который прибыл в Давос для участия в работе WEF, подвергся жесткой критике со стороны западной прессы, назвавшей его визит «унизительным». Азаров так и не получил возможности выступить на самом форуме, хотя и провел ряд двусторонних встреч, в том числе с генсеком Совета Европы Торбйорном Ягландом.
А вот бизнесмена Петра Порошенко, критиковавшего действия украинских властей, европейцы принимали с распростертыми объятиями.
Однако гораздо интереснее то, что в Давосе впервые за несколько лет отошли от тем глобального кризиса, угроз краха мировой финансовой системы или распада еврозоны. Его участники, напротив, оценивали ситуацию в глобальной экономике с достаточной долей оптимизма.
Отчасти этому поспособствовал прогноз МВФ, который был обнародован 21 января – накануне открытия форума. Наиболее воодушевляющим в нем стала оценка роста глобального ВВП в 2014 году, который, согласно ожиданиям фонда, достигнет 3,7%. К этому добавились планы Федеральной резервной системы США по сворачиванию программы «количественного смягчения» (то есть Штаты сокращают безудержное вливание денег в экономику), а также ускорение роста в ЕС.
Риски и опасения
Тем не менее, участники форума признали существование рисков, угрожающих восстановлению мировой экономики. В первую очередь, речь идет о глобальном рынке труда. Например, согласно данным Международной организации труда (МОТ) количество безработных за 2013 год выросло на 2,5% – до 202 млн. человек. Кроме того, наблюдается повсеместное удерживание капитала, поскольку у инвесторов нет уверенности и понимания того, куда можно вкладывать деньги. Не менее важно замедление экономического роста Китая, с которым Поднебесная может столкнуться уже в ближайшие годы. Такие ожидания служат охлаждающим фактором для инвесторов, предпочитающим перераспределять свои средства в более стабильные и предсказуемые регионы. Это означает, что экономики развивающихся стран, в число которых также входят Россия и Украина, будут страдать от нехватки инвестиционного ресурса.
Подобные опасения далеко не беспочвенны. Это ярко продемонстрировал аргентинский песо, который к концу второго дня форума обвалился на 11%, что лишь усилило девальвационные настроения в других развивающихся странах, так называемых emerging markets, и доказало справедливость опасений мирового сообщества в отношении привлекательности экономик стран «второго и третьего» мира.
Хотя у «старожилов» тоже далеко не все гладко: Европейский центральный банк обеспокоен низкими темпами инфляции, препятствующими, по мнению участников форума, восстановлению ЕС, а США, отказываясь от стимулирования, рискуют пошатнуть позиции доллара и других валют.
«Наша основная задача – сконцентрироваться на реформах, и в этом направлении нужно сделать еще очень много работы».
«Риски остаются все те же: невозможность продолжать банковские реформы и реструктуризация экономик стран – членов ЕС».
«Мы видим драматические сигналы улучшения в экономике. В последние 3–4 месяца мы видим, что щедрая монетарная политика наконец-то дошла до реального сектора экономики».
«Минута молчания по погибшим в Украине на рабочем заседании в Давосе. Для любого экономического развития, прежде всего, необходим мир в стране».
«Мы не можем стоять в стороне и позволить Украине перейти к гражданской войне».
«Форум имел уникальную возможность выслушать главу украинского правительства, чтобы получить более широкое представление о происходящем. Сложно сказать, кто потерял больше».