Ценовая жара: Что происходит с ценами в Украине

Июль обогнал июнь по росту цен: индекс "Денег" составил 1,41%. Инфляцию подогревает нестабильный валютный курс, подорожание топлива и стремление бизнеса перекрыть убытки от эпидемии.
Ценовая жара: Что происходит с ценами в Украине
Иллюстративное фото / depositphotos.com

Индекс "Денег" в очередной раз обогнал официальную статистику. По данным Госстата, в июле зафиксирована дефляция: потребцены снизились на 0,6%. В то же время, по подсчетам "Денег" рост цен в июле, наоборот, ускорился, и составил 1,41%, что на 0,6 п. п. больше, чем в июне. Для сравнения, в июле 2019 года индекс "Денег" составил «минус» 2%.

Казалось бы, лето, период отпусков, затишье в деловой активности, а цены все равно прут вверх. Объяснение простое: после затяжного карантина (он все еще продолжается, но превратился в формальность) бизнес пытается наверстать упущенное. Ну и себестоимость выросла – затраты на средства защиты, упаковку, много чего еще. Да и спрос постепенно восстанавливается.

Читай также:

Например, питание вне дома в июле подорожало на 1,31%, так как кафе и рестораны продолжают поднимать цены. Слегка, на 0,5%, подорожали развлечения. И совсем немного, на 0,26%, выросла стоимость транспортных услуг.

Мясо, фрукты, алкоголь

В то же время, есть и объективные причины, которые влияют на динамику потребцен. Во-первых, девальвация. Курс гривны по отношению к доллару в июле просел на 3,4%. Во-вторых, топливо за июль стало, в среднем, на 4%, или на 1 грн./литр дороже. А, как известно, валютная и топливная составляющая заложены в цену практически всех товаров, которые продаются в Украине.

Читай также:

В итоге за июль ощутимо подорожали мясо, рыба и продукты их переработки (+1,81%), а также молочная продукция и сыры (3,55%). Зато на 22,5% подешевели фрукты и овощи – сезонный обвал цен.

Также в июле сильно упал в цене алкоголь – на 3,7%. По нашим наблюдениям, многие бренды проводили регулярные акции и делали на алкогольные напитки скидки, чтобы поддержать продажи и спрос. Это, разумеется, отразилось на ценах. О том, что потребление хмельных напитков падает, свидетельствует и сокращение их производства. Например, пивоварни за январь–июль сократили выпуск пива на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Читай также:

На 5,6% в июле упали цены на товары для дома, средства личной гигиены, бытовую химию. В данном случае причина та же: умышленное сдерживание и даже снижение розничных цен за счет спецпредложений и дисконтов. Конечно, в моменте это хорошо для покупателя. Но впоследствии производители товаров все равно компенсируют свою щедрость. Так что рост цен на моющие средства, косметику и прочее явно не за горами.

Мода втридорога

Модные бренды за июль подняли цены почти на 6%. С одной стороны, лето – время распродаж. С другой, многие производители одежды и обуви сбросили цены еще в конце весны, чтобы хоть как-то выровнять продажи. Поэтому сейчас они понемногу наверстывают упущенное, а на новые коллекции выставляют цены с учетом новых реалий и падения курса гривны.

Читай также:

Сети бытовой техники и электроники тоже не особо балуют покупателей: в июле цены на гаджеты и технику для дома стали выше на 6,2%. Хотя ничего удивительного в происходящем нет. Еще в начале эпидемии, когда подавляющее большинство заводов и фабрик в Китае, где выпускается львиная доля электроники, остановилось, эксперты предрекали рост цен как ответ на те убытки, которые получили производители. Вот это и случилось. И отнюдь не факт, что подорожание техники и портатива с приходом осени прекратится.

Павел Харламов

Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK